Московская полиция составила список звонящих на «02» сумасшедших

Столичная полиция составила список из около 80 неадекватных граждан, которые ежедневно звонят в дежурную часть с жалобами на неудачно сложившуюся жизнь, низкую пенсию и зеленых человечков. Как рассказала «Известиям» врио начальника дежурной части ГУ МВД по Москве Татьяна Стружук, за сутки в дежурную часть могут обратиться до 40 таких «пострадавших», разговор с каждым из которых занимает минимум 5 минут. По закону полицейские обязаны отвечать и реагировать на каждый входящий вызов, однако постоянные звонки с неадекватными жалобами на то, что не несет в себе никакой опасности для людей, мешают стражам порядка оперативно реагировать на сообщения о реальных происшествиях. Главный психиатр Москвы Борис Цыганков считает, что полиции стоит обратиться в суд с составленным списком с просьбой провести недобровольную психиатрическую экспертизу этих людей и дать экспертную оценку их адекватности.

— В дежурной части работают 40 сотрудниц. В сутки мы принимаем не менее 10 тыс. сообщений, то есть одна сотрудница отвечает примерно на 500 вызовов. В среднем примерно тысяча сообщений носит криминальный характер, около 3 тыс. звонков — информация о ДТП, соответственно, оставшиеся 6 тыс. обращений связаны с бытовыми скандалами и другими жалобами, — сказала Стружук. — В задачи службы «02» входит оказание государственных услуг по приему и регистрации сообщений о преступлениях, происшествиях и административных правонарушениях, а затем дальнейшая передача информации в территориальные органы полиции для незамедлительного реагирования. Сейчас мы столкнулись со значительной проблемой, когда москвичи начали обращаться в службу «02» не только по вопросам в сфере безопасности, но и из других сфер жизни. Например, нам часто звонит пожилая женщина и просит принять меры в отношении пенсионного фонда, который, по ее мнению, неправильно начисляет ей пенсию. Кто-то жалуется на погасшую лампочку в подъезде или дворников, которые плохо убирают мусор.

Как рассказала Стружук, за 2012 год к ним поступило 3,5 тыс. звонков от 37-летнего москвича, который жаловался на соседей, нарушающих, по его мнению, закон о тишине и днем, и ночью. При этом, как выяснилось, рядом проживает спокойная семейная пара.

— На общение с теми, кто рассказывает о своих проблемах, тратится как минимум 5 минут, в то время как на фиксацию вызова об убийстве или грабеже — минута. Из-за таких звонков увеличивается время ожидание разговора с оператором, в то время как перед нами поставлена задача свести его с 1,5 минуты к 15-секундной паузе, — сказала она. — Мы обязаны выслушать каждого гражданина и зарегистрировать сигнал. Однако прокуратура нас сориентировала, что мы оперативная служба, которая должна оперативно реагировать исключительно на экстренные вызовы. Теперь мы будем сразу же предупреждать этих звонящих о том, что им следует обратиться по своему вопросу с письменным обращением либо по месту жительства, либо в соответствующие органы.

По словам Стружук, в дежурную службу постоянно звонят около 80 неадекватных горожан.

— На прошлой неделе было зарегистрировано 61 обращение от москвича, который на протяжение долгого времени рассказывает нам про свою обиду на кадастровую палату, из-за якобы неверной проверки которой у него возникли проблемы с бизнесом. Бывают случаи, когда по телефону нам сообщают о «зеленых человечках, которые рассыпают порошок по балкону и под дверью», или рассказывают про «фиолетовое излучение», проходящее через стены, розетки и потолок. В основном это люди в возрасте от 40 лет, — сказала она. — Чаще всего нам звонят жители Южного округа, при этом обычно, когда на место прибывает дежурный наряд, люди категорически отказываются от общения и не открывают двери сотрудникам полиции.

При этом, как призналась представитель полиции, иногда на первый взгляд странные звонки граждан помогают выявлять реальные нарушения закона.

— Около 7 лет назад в дежурную службу упорно названивал один гражданин и рассказывал про стук, который он постоянно слышит за стеной своей квартиры. После тщательной проверки участкового оказалось, что в подвале дома был нелегально организован пошивочный цех, — рассказала Стружук.

Главный психиатр Москвы Борис Цыганков считает, что полиции стоит обратиться с подготовленной картотекой в суд с просьбой провести недобровольную психиатрическую экспертизу состояния этих людей.

— После осмотра врача и постановки диагноза пациентам у полиции появятся основания не отвечать на их звонки, поскольку будет официально задокументировано, что обращения этих граждан носят болезненный характер, — сказал он.

При этом эксперт уверен, что люди звонят не ради развлечения, а в первую очередь для того, чтобы поделиться информацией, которую считают актуальной.

— Звонят в полицию, вопреки мнению многих, не одинокие люди и совсем не от того, что им не с кем поговорить, — рассказал заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАН Сергей Ениколопов. — Это люди, болезненно ощущающие свою незаметность в большом мегаполисе и ищущие удовлетворения чувству собственной значимости. Им нравится осознавать, что они сделали звонок — и тут все службы засуетились, они всех заставили крутиться.

Как пояснил психолог, беспокоят работников различных организаций — ЖЭКа, Сбербанка, полиции и т.п. — как правило, представители двух психологических групп людей.

— Первые называются «сутяжники» — они постоянно ищут правды и порядка и достают различные службы, призванные работать с людьми, фактически по любому поводу и готовы делать это почти круглосуточно, — пояснил Ениколопов. — Вторая — это телефонные хулиганы: они злорадно наблюдают, как напугали людей своими сообщениями о заложенной бомбе в школе или другой идиотской шуткой.

По словам эксперта, то, что полиция составила список этих людей и собирается ограничить с ними общение, большой шаг в нужном направлении.

— Чем больше службы реагируют на такие звонки, тем больше эти люди чувствуют свою значимость, и это стимулирует их все сильнее проявлять активность, — пояснил Ениколопов

Известия