НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ

«Здесь мы сами справимся! А вот в суде потом помогите». Спецкурс Школы общественного защитника

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ

Практически это те две статьи, которыми власть отгородилась от общественного протеста, чем бы он ни был вызван: от «высокой» политики до сохранения сквера, парка, библиотеки, да мало ли чего у нас последнее время власти отбирают с каким-то предсмертным азартом!

Для тех, кто не в теме: статья 20.2 – это о нарушении правил проведения массовых собраний, митингов и тому подобного. Притом используют ее полицейские даже когда никакого собрания нет и в помине: например, против одиночных пикетчиков, чьи действия вообще законны по определению. Но то по закону. А в реальности – напишут в ОВД бойцы бодрые рапорта, что пикет был «в количестве примерно двух человек» – и вот, пожалуйста! Сразу и «массовость» и «нарушения»! Что они пишут в случае реальных митингов – отдельная песня: сказки пишут.

А статья 19.3 и того краше: это о «неповиновении законному требованию сотрудника полиции». При этом и наличие самого требования, и его законность – дело абсолютно факультативное, а вот сотрудник полиции – субъект непременный: куда ж мы без них!

Ветер перемен

Честно говоря, еще пару-тройку лет назад представить себе вообще Школу общественного защитника, еще больше – специальный курс по административкам, а уж тем более полный зал слушателей на нем, – было совершенно из мира фантастики. На меня, который упрямо ходил в суды по собственным задержаниям (и в те еще вегетарианские годы даже выигрывал), смотрели хоть и с определенным уважением – упёртый же! – но все равно как на слегка трёхнутого: большинство протестантов суды и штрафы попросту игнорировало, благо и штрафы-то были невелики.

Все изменилось. Нельзя сказать, чтобы «к счастью», но факт остается фактом: небольшой зал в Сахаровском Центре, где уже по традиции проходили занятия Школы, едва вмещал слушателей. Притом слушателей заинтересованных. Практически все они – это либо «политические» активисты, либо гражданские: защитники парков Дубки и Дружба, противники точечной застройки на Юго-Западе. Объединяло их одно: все они уже столкнулись с машиной «правосудия» и поняли, что спасение утопающих надежнее всего силами самих утопающих. Не потому, что их не поддерживают профессионалы или просто опытные защитники, а просто потому, что при нынешнем всплеске гражданской активности и при нынешнем беспределе полиции, хватающей всё, что движется, профессионалов и опытных защитников банально не хватает — не разорваться.

Предмет и метод

Каждый раз готовясь к очередному набору Школы мы стоим перед дилеммой, как лучше, как понятнее рассказывать – начиная с фундаментальных основ права, или как бы «следуя за ходом событий», за развитием процесса. И пока каждый раз приходили к выводу, что ввиду сугубо практической направленности Школы, второй путь продуктивнее. Ведь наша цель – не подготовка юристов, а подготовка защитников-практиков.

И для этого спецкурса мы не стали отходить от «хорошей морской практики»: весь курс как бы проводил будущих защитников от момента задержания их подзащитных через ОВД в суд, далее в апелляционную инстанцию – вплоть до подачи заявления в ЕСПЧ. Разумеется, основы правовых знаний при этом даются, но, так сказать, «по мере поступления проблем».

Административные дела, на первый взгляд, гроша ломанного не стоят – так все в них просто и незамысловато: липовые рапорта, как правило, липовых свидетелей-полицейских, на их основе столь же липовый протокол об административном правонарушении… А вот тут-то и начинаются засады: протоколы ладно что липовые, но еще и составленные неизвестно как, т. е. чаще всего вне какой-либо связи с нормами КоАП. А обязательных объяснений то и дело не обнаруживается, а если обнаруживаются – то неправильно оформленные. И в протоколах то и дело написано Бог весть что – и всё это – хлеб для защитника, те самые проколы, которые, порой, дают шанс выиграть дело в суде или, по крайней мере, уменьшить наказание. А иногда и вообще вытащить подзащитного из ОВД без протокола или хотя бы без ночёвки в «обезьяннике».

Для такой защиты нужна соответствующая «техника» – и вот ее-то ведущие раскрывают слушателям максимально подробно, стараясь не упускать никаких мелочей, предоставляя, кстати, бланки и образцы всех необходимых заявлений и ходатайств. И многократно подчеркивая, что только скрупулезное выполнение всех этих вроде бы «технических» операций дает уверенность, что в последствии дело будет принято к рассмотрению Европейским судом.

Ровно то же относится и к суду первой и второй (апелляционной) инстанций: полтора десятка ходатайств – это нормально. Ненормально – это когда их нет. Потому что среди них есть очень принципиальные.
Вот, к примеру, ходатайство о вызове представителя ОВД для того, чтобы он представлял в суде сторону обвинения. Казалось бы, зачем? И без него наш суд отлично справляется! А вот потому-то он и необходим, что иначе суд сам перестает быть непредвзятым (хотя бы в теории) арбитром и начинает исполнять функции обвинителя – о какой состязательности процесса, о каком равноправии сторон может после такого идти речь? Суд откажет в этом ходатайстве? Ну и что. Зато вы облегчите жизнь ЕСПЧ и получите дополнительные аргументы для признания решения районного или городского суда подлежащим отмене.

ШОЗ Борко 2

Защитникам – и об этом слушателям ведущие напоминают постоянно – не пристало лениться и нельзя махнуть на дело рукой. И подать все необходимые ходатайства – их прямая обязанность. Притом, в письменном виде: в административном процессе протоколы, как правило, не ведутся, и без приобщенных к делу письменных ходатайств большая их часть почти наверняка канет в Лету, не оставив в судебном постановлении никакого следа.

Насколько продуктивной оказалась эта Школа? Как говорится, поживем – увидим. Все же некоторое время и на осмысление, «переваривание» всего объема материала нужно. Но, надеемся, хотя бы нескольких квалифицированных защитников по административным делам мы получим. Какой результат безусловен – и это было понятно из того, как менялся характер вопросов слушателей, – это то, что все они несопоставимо лучше, чем до этого курса, стали понимать, как самим себя вести в ситуации, когда оказались в ОВД, каких ошибок следует избегать и что можно сделать, чтобы облегчить свою горемычную участь.

P.S. когда этот материал писался, позвонил один из слушателей, прошедших Школу, гражданский активист, оказавшийся в ОВД за защиту своего парка. И уже никакого испуга, спокойно проконсультировался по деталям и сказал: «ОК. Здесь мы сами справимся! А вот в суде потом помогите». Поможем, конечно.

Текст: Сергей Шаров-Делоне

Другие способы поддержки

Система Быстрых Платежей

Банковский перевод

Наименование организации: Благотворительный Фонд помощи осужденным и их семьям
ИНН/КПП 7728212532/770501001
Р/с 40703810602080000024 в АО «АЛЬФА-БАНК»
БИК 044525593, к/с 30101810200000000593
Назначение платежа: Пожертвование

Криптовалюты

Bitcoin

1DxLhAj26FbSqWvMEUCZaoDCfMrRo5FexU

Ethereum

0xBb3F34B6f970B195bf53A9D5326A46eAb4F56D2d

Litecoin

LUgzNgyQbM3FkXR7zffbwwK4QCpYuoGnJz

Ripple

rDRzY2CRtwsTKoSWDdyEFYz1LGDDHdHrnD

Новости