Помним, с какой помпой это создавалось. Как недоуменно смотрели прокурорские (сам поглядывал) на вновь создаваемую параллельную контрольную структуру, дорогую, бессмысленную и абсолютно бесполезную.
Видимо, наигрались. Возможно, решили отрезанные у прокуратуры лапки пришить обратно и вернуть надзор. Лишь бы правильно пришили, к тому месту, откуда должны расти. Но, с учетом твердого многолетнего вектора на отказ в удовлетворении любых жалоб на следствие, привязки прокурорских и следственных показателей, все это бессмысленно.
Вообще, мнение следователей таково: процессуальный контроль – это ссылка. Следователи туда идти не хотели. И не потому, что надзорные функции неинтересны и не нужны. Это полноценный надзор в собственной фирме, но сделан он не по образу и подобию прокурорского, а по кальке контрольно-методического управления МВД. Там тоже есть контролеры. И они рассматривают жалобы. Как? Никак. Главное для этих структур – скрыть нарушение закона.
Работа сотрудников этого управления – имитация. Этих должностей нет в УПК. Они не могут дать указаний по делу или отменить незаконное решение. Их задача проста и цинична – отказывать в удовлетворении жалоб на следователей. Этим же занимается, кстати, и сохраненный в полном объеме, но лишенный полномочий прокурорский надзор. Для понимания расскажем, как прокуроры пятнадцатого управления прокуратуры и инспекторы процессуального контроля СК рассматривают жалобы.
Первая задача прокурора или инспектора – не оставить жалобы у себя на рассмотрении, направить её в нижестоящий орган либо иное ведомство. Именно поэтому так сложно получить ответ руководителя областной прокуратуры или управления СК – вас постоянно будут отсылать нижестоящим.
К примеру, в СК вам ответит сначала заместитель начальника следственного отдела, начальник отдела, заместитель начальника отдела процессуального контроля, начальник отдела, заместитель начальника управления и лишь потом с приложением всех ответов вы можете выходить на руководителя управления, но в этот момент, как правило, незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (к примеру) формально отменяют, через пару недель вы получаете такое же и начинаете карусель заново.
Система заточена на отказ в удовлетворении любой жалобы, и это логично. Система не может находить пороки у себя и есть свой хвост.
Второе, что делают и инспектор, и прокурор – запрашивают у следователя справку по уголовному делу или материалу проверки. Не само дело или материал. Их читать некогда. Справку. От лица, действия которого вы обжалуете. И следователи умеют писать эти справки. Когда знаешь, что дело читать никто не будет, это очень просто.
Третье – готовят отказной ответ. На тысячу рассмотренных жалоб удовлетворенных приходится две-три, в лучшем случае — до десяти. Так сложилось. И процессуальный контроль СК, и прокурорский надзор за следствием сейчас – это симулякр. Смена распределения полномочий не даст ничего.
Оставили процессуальный контроль лишь в центральном аппарате за расследованием особо важных дел. И стало смешно: контролеров много, часто они – вчерашние районные следователи, проработавшие пару лет и переместившиеся ближе к кухне. А следователи «важняки» там – серьезные зубры, которым эти еще неграмотные мальчики на один зуб. Вот и контролируют. Только чай контролируемым не носят. Хотя, кто знает.
В процессуальный контроль шли за карьерой, это близко к начальству. Оттуда не вернутся в следствие. Сейчас все «распущенные» сидят в очередях к руководству, собирают слухи и пытаются решить основную задачу: остаться в аппаратах управлений, на любых должностях. На «землю» не хочет никто. Для них спешно придумывают должности – ненужные помощники и заместители ненужных начальников ненужных департаментов.
Этих людей – процессуальный контроль — можно со спокойной душой увольнять. Эти должности не нужны. Прокурорского надзора будет достаточно. Если он будет.
Текст: Алексей Федяров