Историческая справка
Благотворительные концерты регулярно устраивались с 1813 по 1914 год и тогда имели поистине общегосударственный размах. Собираемые на них средства расходовались на оказание помощи инвалидам, солдатским вдовам и сиротам. Концерты были приурочены к важным военно-историческим датамили к конкретной знаменитой личности, или к знаменательным событиям ипроводились в крупнейших залах Дворянских собраний, на театральных сценах и в дворцовых парках. В них принимали участие военные оркестры, лучшие коллективы и артисты.
Авторское впечатление
Как всегда на мероприятиях, организованных Фондом, обстановка была уютная и непринужденная, чему способствовало не только само место — оранжерейный зал кафе «Март» с великолепными мозаиками, но и что-то, витавшее в воздухе и объединяющее всех гостей в нечто единое.
Камерная обстановка подобных мероприятий всегда греет душу, хотя если взглянуть на второй смысл этого слова, то получится ровно то место, в котором сидят подопечные Фонда. Символично, не правда ли?
Сюда пришли люди неравнодушные; не только те, кто не понаслышке знает, что такое тюрьма и колония; люди, для которых помощь тем, кто попал в беду, не является чем-то чуждым или непривычным; люди, которые знают: если поможешь ты, помогут и тебе. Закон воздаяния вроде бы никто не отменял.
То, что происходило на сцене, было похоже одновременно и на перформанс, и на античную трагедию. Впечатление произвело просто неописуемое, причем не только на меня. В зале сидели люди, в том числе далекие от музыки, но даже они были потрясены. Этот вечер действительно стал событием в музыкальной жизни Москвы.
Интервью с Марией Остроуховой
После выступления я побеседовала с Марией Остроуховой (меццо-сопрано, выступает с оперной компанией OperaSettecento и Лондонским Генделевским Фестивалем).
— Мария, что вы чувствовали, когда пели для подобной аудитории?
— Очень приятная аудитория, я знаю здесь нескольких людей, прошедших через тяжелые жизненные испытания, через заключение. Это большое удовольствие петь для такой аудитории — потому что, когда ты поешь, ты всегда отдаешь частицу себя. Иногда, выступая, видишь, что сидят люди, потому что их «притащили» жены, и делать им на моем концерте просто нечего, после чего остается некоторое чувство неудовлетворенности. Но здесь я видела, что даже для тех людей, кто никогда не был на классическом концерте — и для них это был шок, так как это тяжелейшее произведение даже для музыкального профессионала, — тем не менее, отклик я почувствовала колоссальный. Это лучшая НАГРАДА для любого исполнителя.
— Как вы относитесь к сотрудникам и волонтерам фонда, благое ли это дело, касались ли вас подобные проблемы в жизни?
— Я выросла в семье, где старшее поколение было репрессировано, и я с четырех лет слушала рассказы про деда, запытанного в подвалах Лубянки; про своего прадеда, который не поднял руку, когда надо было обвинить своего профессора в подкопе под Кремль, и был отправлен в Комсомольск-на-Амуре — от него даже могилки не осталось. Я считаю, что детям надо рассказывать об этом, потому что тогда у них формируется очень четкое представление о добре и зле, спасибо моим родителям за это.
Я думаю, что люди, занимающиеся правозащитой в нашей стране, — необычные люди. Их очень мало, мало активных людей, именно активных не себе на пользу, это большая редкость.
— Ну, сейчас их становится больше и больше…
— Поэтому я действительно рада, что число их растет, потому что еще 5 лет назад было ощущение «тухлого болота». Это люди с каким-то внутренним светом, прошедшие через тяжкие испытания, даже если они делали какие-то не очень приятные поступки, все равно в них что-то есть, это видно ив общении, и по поступкам.
— Что бы вы хотели сказать семьям осужденных?
— Много лет назад я прочитала произведение Ремарка «Искра жизни», про обитателей концлагеря. Дело происходит в конце войны,но люди не знают, что война закончится через пару месяцев. Но они все равно продолжают надеяться и бороться. Это произведение показывает, что надежда тождественна жизни и, действительно, умирает последней.
Я могу пожелать только одно — надеяться. Если нет этого внутреннего стержня, выковать его и держаться за него, держаться за надежды и обязательно мечтать. Без этого невозможно.
— Часто ли вы выступаете на благотворительных вечерах, считаете ли вы это важным?
— Я считаю, что это необходимо, и раньше этим занимались многие исполнители. Есть темы для благотворительности, которыми можно щегольнуть в обществе: дети, собаки… К сожалению, выступать для «зеков» или для семей заключенных считается непрестижным. У меня как-то поинтересовались: «Что, нет других поводов? Раз сидят, значит за дело». И такое отношение меня жутко злит, потому что подобная ситуация может произойти с любым из нас. Все мы знаем русскую пословицу: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Ходить гоголем и смотреть на все свысока, конечно можно, но это недальновидно.
— Спасибо большое за выступление, за беседу и за все то, что вы делаете.
Комментарии о событии
Председатель Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям Ольга Романова:
— При проведении подобных мероприятий есть два очень важных фактора.
Первый — это желание помочь, делать что-то полезное и важное для других. Как художник, оперный певец, музыкант могут выразить свою поддержку осужденным, их семьям и близким? Только через выступления, продажу картин и т.д. И спеть, например, для них то, что не поет никто. Понимает аудитория, не понимает, но даже если хоть что-то стало понятным — это замечательно.
И второе. Чтобы люди, которые были в тяжелой ситуации, осужденные и их близкие поняли, что они кому-то нужны и интересны. Что о них не забыли.
Мы стараемся вовлекать в круг помощи людей, которые никогда об этом не задумывались. Приходят музыканты, приходят обычные люди с улицы. Мы получаем визу и зовем в гости все посольство, сталкиваемся с почтальоном — зовем все почтовое отделение. Потому что это очень важно знать — и заключенному, и почтальону — что тебя могут выслушать и помочь.
Источник: Чистовик