До конца 2014 года в регионах России будет запущен пилотный проект по применению медиации в области агрострахования. Применение процедур медиации, считают в минсельхозе, поможет аграриям и страховщикам в первую очередь повысить степень доверия во взаимоотношениях друг с другом.
Медиация вообще стала «модной» темой: в Волгограде, Ростове, Калининграде и других городах страны уже действуют более 25 региональных Центров медиации в различных отраслях. Например, в марте в Суде по интеллектуальным правам открылась «Комната примирения и медиации»; в прошлом году аналогичная комната появилась и в Арбитражном суде Москвы.
Примирение и медиация — эти слова почти всегда применяются в связке. Однако процедура примирения сторон давно уже практикуется судами через инструмент мирового соглашения. Тогда зачем понадобилось внедрять в правовую систему такую «надстройку», как медиация?
Уже в самом названии Федерального закона РФ от 27 июля 2010 г. N 193 медиация определяется как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника. «Конечно, есть категории гражданских споров, по которым решение суда совершенно необходимо как юридический документ, — признает адвокат Софья Рубасская. — Однако в некоторых судебных процессах, когда у сторон отсутствуют мотивации к разрешению спора, а наблюдается лишь стремление доказать друг другу свою правоту, конфликт не разрешается, а принимает все более выраженные черты конфронтации, которые заводят ситуацию в тупик». Такого рода споры нуждаются не в юридическом разрешении, а в мирном урегулировании, — подчеркивает адвокат.
«Актуальный пример для применения процедуры медиации дает финансовая сфера, где технологии посредничества остро востребованы как должниками, так и кредиторами, — поясняет юрист Владимир Кочетков. — Сейчас для большинства «хронических» заемщиков наступил неприятный период «кредитного похмелья» — когда выяснилось, что долги некоторых из них перед банками не только не сократились, но и выросли». Впрочем, в отдельных случаях содействуют этому не только жадность или безответственность заемщика, но и злоупотребление правом со стороны банков: ни для кого не секрет, что отношения кредитора и заемщика совсем не равноправны. Зачастую в усложнении ситуации с задолженностью банку виноваты обе стороны — и в таких случаях корректнее и эффективнее искать не «правду», а компромисс.
Наилучший выход и для должника, и для банка — добровольное погашение задолженности или поиск способа реструктуризации долга, отмечает Кочетков: «Реструктуризация необходима, когда в жизни добросовестного заемщика возникли сложности, которые не могут разрешиться со скоростью, на которой настаивает банк. При этом банк заинтересован в том, чтобы хоть когда-нибудь, но вернуть средства. Или же он может «простить» часть долга — при условии возврата оговоренной суммы в определенное время. Медиатор для того и существует, чтобы стороны услышали друг друга». Заключенное в итоге медиативное соглашение упразднит условия предыдущей сделки (по кредиту) и зафиксирует новые взаимоотношения между банком и должником. Конечно, исполнение соглашения по медиации — добровольная процедура. Но все-таки это сделка, настаивает эксперт — и при нарушении ее условий эта сделка может быть оспорена в суде.