Валентин Данилов
Вполне логично на сайте Радио Свобода обсудить вопросы реформирования пенитенциарной системы России, каким бы парадоксальным это ни показалось. Чем больше я изучаю уголовные законы, тем больше убеждаюсь в том, что, имея недостатки, они образуют в целом разумную, целостную систему, и основной проблемой является только неисполнение законодательства. Получается, что реформирование, на самом деле, означает всего лишь строгое соблюдение принятых уголовных законов.
Поясню это на примере: как должна работать система исполнения наказаний в случае исполнения приговора суда за совершение особо тяжкого преступления (лишение свободы на девять лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима, ранее несудимым). После СИЗО, где подсудимый содержался во время следствия и до вступления приговора в законную силу, он этапируется в колонию, при этом ему засчитывается в отбытый срок время содержания в СИЗО. В то время, когда действовал старый УК РСФСР, осужденный должен был отбывать весь срок в этой колонии, как говорят, «от звонка до звонка». Однако, после вступления в действие новых УК и Уголовно-исполнительного кодекса в 1997 году, система отбывания наказания кардинально изменилась: положительно характеризующийся осужденный по решению суда может быть переведен из колонии строгого режима в колонию-поселение после отбытия не менее трети срока.
В чем отличие колонии строгого режима от колонии-поселения, можно себе представить по двум позициям: осужденный может иметь при себе деньги и, с разрешения администрации, проживать вместе с семьей в отдельно снимаемом помещении. Для нашего примера это означает, что по отбытии трех лет осужденному может быть изменен вид исправительного учреждения с колонии строгого режима на колонию-поселение. Разумеется, когда судья выносил приговор и устанавливал срок лишения свободы, он принимал это во внимание. В соответствии со статьей 79 УК РФ после отбытия двух третей срока осужденный за совершение особо тяжкого преступления по решению суда подлежит условно-досрочному освобождению. Для нашего примера это означает, что после трех лет отбывания наказания в виде лишения свободы в КП (общий отбытый срок = 6 лет), осужденному изменяется вид наказания с лишения свободы на условное осуждение.
В чем разумность и продуманность такой системы исполнения наказаний? Представим себе, что осужденный не имел ни образования, ни рабочей специальности, так что у него не было других вариантов добывать себе средства к существованию, кроме как совершать преступления. За время отбывания наказания в колонии осужденный должен в обязательном порядке получить среднее образование в вечерней школе. Далее, он в обязательном порядке проходит обучение и получает рабочую специальность в ПТУ. Кроме того, в Центре трудовой адаптации осужденных в промышленной зоне колонии он закрепляет знания учебной практикой в течение нескольких лет. В Красноярске, например, имеется положительный опыт работы колонии-поселения, расположенной почти в центре города, где осужденные работают по договорам со многими заинтересованными предприятиями.
Как же работает система в настоящее время? Сначала немного статистики. По состоянию на 1 августа 2013 года в учреждениях УИС содержались 682,9 тысячи человек,
в том числе в 736 исправительных колониях отбывали наказание 565,7 тысячи человек,
в том числе в 128 колониях-поселениях отбывали наказание 39,3 тысячи человек.
Видно, что соотношение числа мест в колониях-поселениях и колониях 1:15, в то время как согласно закону это соотношение должно быть близко к 1:1. В соответствии с законом в исправительных колониях должны отбывать наказание примерно 300 тысяч человек и примерно столько же – в колониях-поселениях. На самом деле число осужденных в исправительных колониях должно быть немного большим, чем в колониях-поселениях, так как отрицательно характеризующиеся осужденные по закону не переводятся в КП. Таких в колониях в среднем насчитывается около 10 процентов. В настоящее время число мест в колониях-поселениях, как видно из статистических данных, в 7 раз меньше, чем требует закон. Основная причина, на мой взгляд, в том, что задача создания рабочих мест в колониях-поселениях почему-то свалена на ФСИН, хотя в социализации осужденных в большей степени заинтересованы органы муниципальной и региональной власти. Муниципальные власти широко применяют труд гастарбайтеров, а региональная власть является крупнейшим и стабильным заказчиком на проведение работ, финансируемых из бюджета. Социализация осужденных в колониях-поселениях – это хорошее поле для частно-государственного партнерства. Ключевую роль в этой деятельности должна играть региональная власть при содействии региональных управлений ФСИН, а не наоборот, как сейчас.
Если вы обратили внимание, то, говоря о переводе из исправительной колонии в колонию-поселение, я использовал глагол «может быть», а когда шла речь об изменении вида наказания с лишения свободы на условное наказание, – «подлежит УДО». Так записано в законе, и это важно, так как законодатель таким выбором глагола подчеркивает обязательность процедуры условно-досрочного освобождения. Согласно закону, наказание состоит из двух частей: лишение свободы и содержание под надзором по месту жительства. Вся система представляет собой последовательное смягчение наказания сначала изменением вида исправительного учреждения, а затем переводом под надзор. Основная цель такого подхода – социализация осужденного и предотвращение рецидива преступлений. Если вынуть из системы один из элементов, эффективность достижения цели снижается и сохраняется высокий уровень рецидива.
Главной задачей реформирования ФСИН должно быть приведение системы исполнения наказаний в строгое соответствие с законом. В первую очередь это означает значительное увеличение (почти на порядок) числа мест в колониях-поселениях. Следует признать, что практика разделения исправительных колоний на две категории: для лиц, ранее не судимых, и для лиц, ранее судимых, – ошибочна. По сути, это уже сделано: разрешено организовывать в исправительных колониях изолированные участки с разными условиями содержания, следует только дополнить этот закон.
Валентин Данилов – ученый-физик, бывший директор теплофизического центра в Красноярске. В 2001 году арестован по подозрению в разглашении государственной тайны, в 2004 году приговорен к 14 годам колонии строгого режима. Условно-досрочно освобожден в 2012 году. Дело Данилова было одним из наиболее громких процессов над учеными и проходило, как считают правозащитники, с серьезными нарушениями процессуального кодекса.