НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ

Поиск
Close this search box.

Этапы пути на свободу

Валентин Данилов

Вполне логично на сайте Радио Свобода обсудить вопросы реформирования пенитенциарной системы России, каким бы парадоксальным это ни показалось. Чем больше я изучаю уголовные законы, тем больше убеждаюсь в том, что, имея недостатки, они образуют в целом разумную, целостную систему, и основной проблемой является только неисполнение законодательства. Получается, что реформирование, на самом деле, означает всего лишь строгое соблюдение принятых уголовных законов.

Поясню это на примере: как должна работать система исполнения наказаний в случае исполнения приговора суда за совершение особо тяжкого преступления (лишение свободы на девять лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима, ранее несудимым). После СИЗО, где подсудимый содержался во время следствия и до вступления приговора в законную силу, он этапируется в колонию, при этом ему засчитывается в отбытый срок время содержания в СИЗО. В то время, когда действовал старый УК РСФСР, осужденный должен был отбывать весь срок в этой колонии, как говорят, «от звонка до звонка». Однако, после вступления в действие новых УК и Уголовно-исполнительного кодекса в 1997 году, система отбывания наказания кардинально изменилась: положительно характеризующийся осужденный по решению суда может быть переведен из колонии строгого режима в колонию-поселение после отбытия не менее трети срока.

В чем отличие колонии строгого режима от колонии-поселения, можно себе представить по двум позициям: осужденный может иметь при себе деньги и, с разрешения администрации, проживать вместе с семьей в отдельно снимаемом помещении. Для нашего примера это означает, что по отбытии трех лет осужденному может быть изменен вид исправительного учреждения с колонии строгого режима на колонию-поселение. Разумеется, когда судья выносил приговор и устанавливал срок лишения свободы, он принимал это во внимание. В соответствии со статьей 79 УК РФ после отбытия двух третей срока осужденный за совершение особо тяжкого преступления по решению суда подлежит условно-досрочному освобождению. Для нашего примера это означает, что после трех лет отбывания наказания в виде лишения свободы в КП (общий отбытый срок = 6 лет), осужденному изменяется вид наказания с лишения свободы на условное осуждение.

В чем разумность и продуманность такой системы исполнения наказаний? Представим себе, что осужденный не имел ни образования, ни рабочей специальности, так что у него не было других вариантов добывать себе средства к существованию, кроме как совершать преступления. За время отбывания наказания в колонии осужденный должен в обязательном порядке получить среднее образование в вечерней школе. Далее, он в обязательном порядке проходит обучение и получает рабочую специальность в ПТУ. Кроме того, в Центре трудовой адаптации осужденных в промышленной зоне колонии он закрепляет знания учебной практикой в течение нескольких лет. В Красноярске, например, имеется положительный опыт работы колонии-поселения, расположенной почти в центре города, где осужденные работают по договорам со многими заинтересованными предприятиями.

Как же работает система в настоящее время? Сначала немного статистики. По состоянию на 1 августа 2013 года в учреждениях УИС содержались 682,9 тысячи человек, 

в том числе в 736 исправительных колониях отбывали наказание 565,7 тысячи человек,

в том числе в 128 колониях-поселениях отбывали наказание 39,3 тысячи человек.

Видно, что соотношение числа мест в колониях-поселениях и колониях 1:15, в то время как согласно закону это соотношение должно быть близко к 1:1. В соответствии с законом в исправительных колониях должны отбывать наказание примерно 300 тысяч человек и примерно столько же – в колониях-поселениях. На самом деле число осужденных в исправительных колониях должно быть немного большим, чем в колониях-поселениях, так как отрицательно характеризующиеся осужденные по закону не переводятся в КП. Таких в колониях в среднем насчитывается около 10 процентов. В настоящее время число мест в колониях-поселениях, как видно из статистических данных, в 7 раз меньше, чем требует закон. Основная причина, на мой взгляд, в том, что задача создания рабочих мест в колониях-поселениях почему-то свалена на ФСИН, хотя в социализации осужденных в большей степени заинтересованы органы муниципальной и региональной власти. Муниципальные власти широко применяют труд гастарбайтеров, а региональная власть является крупнейшим и стабильным заказчиком на проведение работ, финансируемых из бюджета. Социализация осужденных в колониях-поселениях – это хорошее поле для частно-государственного партнерства. Ключевую роль в этой деятельности должна играть региональная власть при содействии региональных управлений ФСИН, а не наоборот, как сейчас.

Если вы обратили внимание, то, говоря о переводе из исправительной колонии в колонию-поселение, я использовал глагол «может быть», а когда шла речь об изменении вида наказания с лишения свободы на условное наказание, – «подлежит УДО». Так записано в законе, и это важно, так как законодатель таким выбором глагола подчеркивает обязательность процедуры условно-досрочного освобождения. Согласно закону, наказание состоит из двух частей: лишение свободы и содержание под надзором по месту жительства. Вся система представляет собой последовательное смягчение наказания сначала изменением вида исправительного учреждения, а затем переводом под надзор. Основная цель такого подхода – социализация осужденного и предотвращение рецидива преступлений. Если вынуть из системы один из элементов, эффективность достижения цели снижается и сохраняется высокий уровень рецидива.

Главной задачей реформирования ФСИН должно быть приведение системы исполнения наказаний в строгое соответствие с законом. В первую очередь это означает значительное увеличение (почти на порядок) числа мест в колониях-поселениях. Следует признать, что практика разделения исправительных колоний на две категории: для лиц, ранее не судимых, и для лиц, ранее судимых, – ошибочна. По сути, это уже сделано: разрешено организовывать в исправительных колониях изолированные участки с разными условиями содержания, следует только дополнить этот закон.

Валентин Данилов – ученый-физик, бывший директор теплофизического центра в Красноярске. В 2001 году арестован по подозрению в разглашении государственной тайны, в 2004 году приговорен к 14 годам колонии строгого режима. Условно-досрочно освобожден в 2012 году. Дело Данилова было одним из наиболее громких процессов над учеными и проходило, как считают правозащитники, с серьезными нарушениями процессуального кодекса.

Радио Свобода

Другие способы поддержки

Система Быстрых Платежей

Банковский перевод

Наименование организации: Благотворительный Фонд помощи осужденным и их семьям
ИНН/КПП 7728212532/770501001
Р/с 40703810602080000024 в АО «АЛЬФА-БАНК»
БИК 044525593, к/с 30101810200000000593
Назначение платежа: Пожертвование

Криптовалюты

Bitcoin

1DxLhAj26FbSqWvMEUCZaoDCfMrRo5FexU

Ethereum

0xBb3F34B6f970B195bf53A9D5326A46eAb4F56D2d

Litecoin

LUgzNgyQbM3FkXR7zffbwwK4QCpYuoGnJz

Ripple

rDRzY2CRtwsTKoSWDdyEFYz1LGDDHdHrnD

Новости