НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ

ФСКН получила дозу общественного порицания

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ

Вчера ФСКН презентовала в Общественной палате (ОП) законопроект «Об органах по контролю за оборотом наркотиков», который существенно расширяет полномочия службы. Этот документ в случае одобрения предоставит сотрудникам ведомства право инициировать ликвидацию компаний, которые заподозрены в распространении наркотических средств, без согласования с Минздравом приостанавливать оборот веществ, схожих по эффекту с наркотическими, и даже распределять деньги среди профильных НКО. Правозащитники раскритиковали законопроект: по их мнению, служба должна концентрироваться на борьбе с оборотом наркотиков и не претендовать на медицинские функции.

Документ, представленный в ОП, существенно расширяет функции антинаркотического ведомства. Так, предлагается кардинально пересмотреть процедуру запрета наркотических средств, которую сейчас осуществляет Минздрав. В ФСКН настаивают, что существующий порядок слишком бюрократизирован: Минздрав обязан провести исследование препарата перед его запретом и согласовать решение с другими ведомствами; это может длиться до полугода. Если законопроект будет одобрен, директор ФСКН сможет самостоятельно принимать решение о приостановке распространения того или иного вещества, причем это могут быть не только наркотики, но и любые субстанции, «обладающие воздействием на организм человека, схожим с наркотическим или психотропным».

Кроме того, ФСКН хочет получить рычаги воздействия на бизнес. Предполагается, что сотрудники службы будут выносить предписания компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы те «принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков». Если организация откажется выполнять предписание, ФСКН получит право добиться ее закрытия через суд. Это инициатива вызывала недовольство у представителей бизнеса, которые опасаются беспредела. «Не вижу смысла в появлении еще одного надзорного органа. ФСКН нужно наладить работу с прокуратурой, которая имеет право выносить предписания,— заявлял ранее «Ъ» член президиума «Опоры России» Александр Жарков.— Иначе появляются коррупционные риски и риски рейдерских захватов».

Также документ превращает ФСКН в куратора антинаркотических программ. Государство в последние годы постоянно увеличивает финансирование мероприятий, направленных на борьбу с наркотиками. К примеру, только на реализацию принятой в марте 2013 года программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» на 2013-2020 годы выделены рекордные 212 млрд руб. (на выполнение аналогичной программы с 2005 по 2009 год закладывалось 3 млрд руб.). Ведомство хочет получить право разрабатывать и контролировать реализацию таких программ.

Судя по тексту, в планах ФСКН — наладить контроль и за финансированием НКО, которые занимаются ресоциализацией и лечением наркозависимости. Сейчас НКО либо работают за счет грантов, либо за счет региональных или госпрограмм, которые ФСКН, как правило, не контролирует. Ведомство же подготовило программу «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ», которая предполагает создание под контролем службы сети НКО и реабилитационных центров. Изначально, как сообщал «Ъ» 1 июля 2013 года, на реализацию программы ФСКН планировала запросить 180 млрд руб.

По мнению директора Института прав человека Валентина Гефтера, полномочия ФСКН нужно не расширять, а урезать. «К примеру, необходимо исключить из подследственности ФСКН дела, связанные с оборотом сильнодействующих и психотропных веществ. Если мы хотим, чтобы у нас работала служба, которая концентрируется на наркоугрозе, не надо распыляться и искать что-то по аптекам»,— заявил «Ъ» господин Гефтер. Президент фонда «Нет наркомании и алкоголизму» Олег Зыков отметил, в свою очередь, что ФСКН не должна брать на себя функции по реабилитации и ресоциализации наркозависимых. «Мы видим мощнейшие коррупционные риски в создании системы центров по реабилитации: непонятно, какие центры и НКО в итоге попадут в это систему и на каких условиях»,— заявил Олег Зыков. Эксперт убежден, что в нынешнем состоянии ФСКН «должна быть ликвидирована», а силовые функции ведомства нужно отдать МВД.

Председатель президентского совета по правам человека Михаил Федотов дал понять, что законопроект необходимо дорабатывать. Большинство правозащитников, участвовавших в заседании ОП, его поддержали.

Вячеслав Ъ-Козлов

КоммерсантЪ

Другие способы поддержки

Система Быстрых Платежей

Банковский перевод

Наименование организации: Благотворительный Фонд помощи осужденным и их семьям
ИНН/КПП 7728212532/770501001
Р/с 40703810602080000024 в АО «АЛЬФА-БАНК»
БИК 044525593, к/с 30101810200000000593
Назначение платежа: Пожертвование

Криптовалюты

Bitcoin

1DxLhAj26FbSqWvMEUCZaoDCfMrRo5FexU

Ethereum

0xBb3F34B6f970B195bf53A9D5326A46eAb4F56D2d

Litecoin

LUgzNgyQbM3FkXR7zffbwwK4QCpYuoGnJz

Ripple

rDRzY2CRtwsTKoSWDdyEFYz1LGDDHdHrnD

Новости