Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) назвали низкокачественными законы, принимаемые в РФ, а огромное количество правок к ним признаком нестабильности и неэффективности законодательства.
«Статистический анализ показал общую тенденцию к увеличению числа принимаемых законопроектов. При этом если до 2002-2004 годов в основном принимались новые законы, то после 2004-го — чаще вносились поправки в уже существующие документы», — говорится в докладе ЦСР, подготовленном по его заказу экспертами компании «Гарант».
Поправки как признак нестабильности
Согласно докладу, постоянные поправки вызывают нестабильность ключевых законодательных актов. В исследовании говорится, что большинство действующих кодексов Российской Федерации меняются чаще одного раза в год.
«Более того, у ряда кодексов — Налогового кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Земельного, Лесного и Уголовно-процессуального кодексов период стабильности не превышает одного месяца», — отмечается в документе.
«Во-первых, когда правила игры меняются каждый день, люди не в состоянии отследить, насколько они выполняют установленные законом требования. Из-за этого падает готовность их соблюдать. Во-вторых, постоянные изменения существенно ограничивают возможности планирования для бизнес-структур. Особенно сложно, когда новые правила принимаются в самом конце календарного года, что требует спешного пересмотра уже принятых бизнес-планов и бюджетов на следующий год», — выступают эксперты с критикой в докладе.
Низкое качество законов
Эксперты обратили внимание на связь нестабильности правового регулирования с качеством законов и скоростью рассмотрения законопроектов. По словам специалистов, в настоящее время «качество принимаемых законов в целом невысокое».
«Причина низкого качества законов кроется в излишней скорости их разработки и принятия. Ведомства в спешке готовят законопроекты, чтобы отчитаться о выполнении поручений президента. Процедуры оценки регулирующего воздействия не работают, потому что экспертам дают очень маленький срок для оценки законопроектов: нередко заключение предлагается подготовить буквально за один день, даже если речь идет о весьма объемном проекте. В результате в Думу вносятся недостаточно проработанные законопроекты, которые становятся законами очень быстро: зачастую они принимаются в первом чтении за один день, а на внесение поправок отводится от одного до семи дней. Фактически стадия обсуждения, на которой можно было бы выявить и устранить недостатки законопроектов, пропускается», — поясняется в документе.
Отмечается, что некачественные законы не могут адекватно применяться и исполняться. «Из-за этого приходится сразу же вносить корректирующие поправки, что еще больше усиливает нестабильность сферы регулирования», — говорят эксперты.
Как повысить качество законов
Бороться с нестабильностью регулирования, по мнению экспертов, можно с помощью моратория или частичного ограничения на изменение законов, однако основной риск этого подхода — сохранение некачественных, ошибочных норм, наносящих ущерб бизнесу и гражданам.
«Еще один путь связан с развитием механизмов, которые могли бы отфильтровывать некачественные законопроекты. Примеры таких механизмов — согласие Верховного суда на законопроект или обязательная экспертиза Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации», — уточняется в докладе.
Там подчеркивается, что наиболее действенный способ повысить качество принимаемых законов и тем самым внести вклад в повышение стабильности правового регулирования — это развитие парламентской дискуссии. Однако для этого, замечается в документе, «в парламенте должна быть конкуренция партий и фракций».
Также авторы доклада предлагают изменить правила введения в силу законодательных изменений. Сейчас он обычно составляет 10 дней.
«Более разумное правило установлено Налоговым кодексом, предполагающим вступление в силу новых требований с налогового периода, следующего за периодом их принятия. Похожие правила можно распространить и на другие отрасли права. Например, ввести правило о том, что законы, принятые в весеннюю сессию работы Государственной Думы, вступают в силу не ранее 1 января следующего года, а в осеннюю — не ранее 1 июля следующего года. В таком случае после принятия поправок и изменений у государственных органов будет достаточно времени на разработку подзаконных актов и адаптацию электронных сервисов и систем, а у коммерческих структур — на корректировку бюджетов и бизнес-планов», — говорится в документе.
Источник: Интерфакс