Комментарий юриста «Руси Сидящей» Алексея Федярова
По военнопленным (конечно, навеяно Азовсталью), в целом картина следующая.
Статус военнопленных определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными (Третья Женевская конвенция) от 12.08.1949 года.
Всего этих Женевских конвенций четыре:
— Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях от 12.08.1949 (Первая Женевская конвенция);
— Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12.08.1949 (Вторая Женевская конвенция);
— Конвенция об обращении с военнопленными от 12.08.1949 (Третья Женевская конвенция);
— Конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12.08.1949 (Четвертая Женевская конвенция).
На территории России и Украины все четыре Женевские конвенции действуют с 1954 года (не путать с Женевской Конвенций об обращении с военнопленными от 27.07.1929, которую СССР не подписывал.)
Женевские конвенции позволяют странам-участницам привлекать к уголовной и дисциплинарной ответственности военнопленных на основании судебного решения, вынесенного в полном соответствии с законодательством страны их нахождения и при обеспечении пленным права на защиту. Обязательным условием при этом является запрет применения к военнопленным наказаний, которые не предусмотрены для военнослужащих держащей в плену страны (ст. 87 Третьей Женевской конвенции).
Обмен пленными, привлеченными к уголовной ответственности, усложняется тем, что перед репатриацией они должны быть помилованы президентом страны, в которой они осуждены. При этом законодательство Украины, в отличие от российского, ограничивает право президента на помилование.
Так, согласно ст. 87 Уголовного Кодекса Украины и Указа Президента Украины от 21.04.2015 (Положение о порядке помилования) вопрос о помиловании лиц, приговоренных к пожизненному лишению, может быть рассмотрен не ранее, чем через 20 лет после начала исполнения приговора. До истечения этого срока, президент может заменить наказание такому лицу на лишение свободы сроком на 25 лет.
В Украине к настоящему времени вынесен первый приговор в отношении одного из военнопленных – Вадима Шишимарина, за нарушение законов и обычаев войны, сопряженное с убийством безоружного гражданского лица. Назначенное ему наказание в виде пожизненного лишения свободы фактически исключает возможность его обмена.
По смыслу ст. 4 Третьей Женевской конвенции гражданские лица, не входящие в регулярные вооруженные силы, но участвующие в вооруженном сопротивлении, при их пленении тоже считаются военнопленными. Соответственно, на них распространяется действие Конвенции об обращении с военнопленными.
ДНР объявила о создании «международного трибунала» с участием России и ЛНР для решения судьбы защитников Азовстали. Однако международное право не признает ни ДНР, ни ЛНР независимыми государствами. Поэтому учреждение международного военного трибунала по примеру Нюрнбергского этими субъектами с юридической точки зрения невозможно, вследствие чего приговор, который может быть вынесен таким трибуналом, не будет соответствовать Женевским Конвенциям.
Статья 3 Третьей Конвенции гарантирует право военнопленных на рассмотренные уголовных дел в их отношении исключительно судами, созданными на основе закона.
Поскольку Россия единственная из этой тройки является участницей Женевских конвенций, юридическая ответственность за жизнь военнопленных и последствия их осуждения даже на территории непризнанных миром республик будет возложена именно на неё.