Обзор практик реабилитации в британских тюрьмах

5 июня прошла виртуальная лекция о практиках реабилитации в британских тюрьмах. Лектором был студент Кембриджского Университета Ангус Кларк, который участвовал в социальной программе «Пишем вместе». Программа является частью большого проекта «Учимся вместе». Этот проект создан для того, чтобы осуждённые могли даже в заключении заниматься творчеством и приобретать полезные для жизни навыки.

«Русь Сидящая» решила обратить внимание на принципы, на которых базируются практики ресоциализации в британских тюрьмах. Эти принципы также могут лечь в основу российской пенитенциарной политики.

Кооперация

В ходе лекции неоднократно подчёркивалось, что программа «Пишем вместе», как и все другие программы курса «Учимся вместе», была создана по инициативе двух профессоров криминологии Кембриджского университета. Это говорит о том, что в Великобритании негосударственные субъекты очень заинтересованы в повышении качества жизни осуждённых и их исправлении. Для России опыт британский опыт такого взаимодействия власти и общества может оказаться очень важным – очевидно, ФСИН должна быть готова к работе с негосударственными организациями в целях разработки и реализации практик ресоциализации российских осуждённых.

Ресоциализация осуждённых как общее благо

В России дискуссия о практиках ресоциализации заключённых в основном связана с поиском ответственного за решение этой проблемы. При этом многие британцы понимают, что исправление осуждённых является благом для всех. Поэтому очень важно, чтобы всё российское общество осознало важность повышения качества жизни осуждённых и ценность их ресоциализации. Если проблема будет решена, то эта тема перестанет быть маргинальным уделом правозащитников и НКО. Тогда можно будет обеспечить максимальное участие общества в подготовке осуждённых к обычной жизни. Это поможет повысить качество программ ресоциализации и наладить навыки горизонтального взаимодействия в российском обществе.

Отсутствие стеклянного потолка

Очень важно объяснить осуждённым, что практики ресоциализации, в которых они участвуют, смогут помочь им достичь определённого успеха после освобождения. Ангус Кларк рассказал, что некоторые из участников проекта «Пишем вместе» могут стать хорошими писателями или музыкантами, если будут развивать свой талант. Удивительно, что несколько участников других программ в рамках курса «Учимся вместе» смогли поступить в магистратуру Кембриджа. Это говорит о смягчении эффекта стеклянного потолка для британских осуждённых. Подобные примеры помогают объяснить людям, что после тюрьмы они смогут занять хорошее место в обществе и что программы ресоциализации действительно могут помочь в этом.

Ориентация на творчество и разнообразие

Ангус Кларк неоднократно говорил о разнообразии программ в рамках проекта «Учимся вместе». «Осуждённым доступны разные программы – от пения до рисования, от математики до философии» – рассказывает лектор. Это говорит о том, что такие программы ресоциализации путём обучения рассчитаны на потребности разных осуждённых, что обеспечивает максимальную инклюзию в процесс.

В ходе лекции говорилось о важности творческой составляющей в обучении.

«Важно не только дать осуждённым навыки, которые пригодятся им после освобождения, но и разбудить в них желание творить» – говорит Ангус Кларк. В рамках курса «Пишем вместе» заключённые могли писать рассказы или сочинять стихи, что является способом рефлексии, познания себя и окружающего мира в суровых условиях тюрьмы.

Этот опыт будет хорошим предостережением от стремления сделать программы реабилитации и ресоциализации слишком стандартизированными и прикладными. Важность инклюзии и творчества должна быть обязательно учтена разработчиками российских программ ресоциализации осуждённых.

Равенство учеников и учителей

Осуждённые, выступавшие в качестве учеников, были равны со студентами Кембриджа, которые были призваны помочь им в рамках программы «Пишем вместе». Отсутствие иерархии в программах ресоциализации может улучшить качество их качество и обеспечить участие максимального количества осуждённых в реализации этих программ. Наконец, сама программа «Пишем вместе» была построена на принципах максимальной свободы и отсутствия формализма. Осуждённые не получали никаких заданий, а просто писали на бумаге о тех вещах, которые их волнуют. Это прекрасный опыт взаимодействия вне рамок «учитель- ученик», которые все ещё доминируют в российском обществе и не очень подходят для эффективной ресоциализации осуждённых.

Отсутствие стигматизации осуждённых в процессе осуждённых

Ангус Кларк говорил, что многие осуждённые в процессе взаимодействия стеснялись высказываться или чувствовали себя неполноценными. Очевидно, что сам факт нахождения в тюрьме стигматизирует осуждённых. Поэтому особенно важно, чтобы специалисты, занимающиеся реабилитацией заключённых, не знали о совершённых ими преступлениях. Иначе участники программ ресоциализации будут относиться к осуждённым предвзято или вовсе откажутся работать с убийцами или насильниками. Поэтому Август Кларк подчеркнул, что никто из участников программы «Пишем вместе» ничего не знал об осуждённых, с которыми им предстояло работать. Это наверняка помогло устранить возможную стигматизацию осуждённых во время обучения. Такой фактор обязательно должен быть учтён и в России.

Наличие результата

Для любого человека важно осознавать, что его деятельность может привести к определённому результату. Это учли и авторы программы «Пишем вместе». После окончания программы был издан сборников рассказов, написанных осуждёнными.

Это демонстрирует, что занятия осуждённых со студентами Кембриджа не прошли просто так.

Интересно, что сборник получил говорящее название «Никому нет дела». В основном в сборнике были опубликованы рассказы, в которых описываются чувства и переживания заключённых. Это хороший способ рассказать о трудностях тюремного заключения словами самих осуждённых, разбудить в обществе чувство эмпатии и спровоцировать дискуссию об условиях содержания осуждённых и их проблемах.

Широкое распространение практик ресоциализации

Невероятно важно обеспечить широкое применение практик ресоциализации осуждённых.

Иначе их реабилитация останется местечковым явлением, которое связано не с системной работой, а с усилиями нескольких заинтересованных людей в отдельных тюрьмах. В этой связи важно вспомнить слова Августа Кларка о повсеместном использовании в британских тюрьмах программ курса «Учимся вместе». Это свидетельствует о системном, а не «местечковом» характере работы с осуждёнными в Британии. Очень важно, что программы ресоциализации внедряются даже в тюрьмах категории «А», в которых самый жесткий режим содержания. Тюрьма Уайтмор, в программе реабилитации осуждённых которой участвовал Август Кларк, является заведением именно такой категории. Тот факт, что осуждённые из этой тюрьмы совершили тяжкие преступления, не препятствует внедрению практик ресоциализации. Это очень важный аспект, который обязательно должен быть учтён и в России. Шанс на исправление и возвращение к нормальной жизни должен быть предоставлен всем осуждённым. Особенно важно, чтобы из этого принципа не было исключений.

Можно с уверенностью сказать, что обзор программы «Пишем вместе», подготовленный Августом Кларком, позволяет выделить ключевые принципы, которые позволяют сделать ресоциализацию осуждённых весьма эффективной. Базовые принципы – гуманизм, ориентация на творчество и предотвращение стигмы осуждённых, – должны помочь российскому обществу решить проблему высокого количества рецидивов и дать каждому осуждённому реальный шанс на исправление.

Автор Артур Дзедзинский