23 марта 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 34-ФЗ (далее – Закон), направленный на расширение полномочий, облегчение работы судебных приставов и, как следствие, повышение эффективности их деятельности. В частности, усовершенствованы розыскные инструменты судебных приставов, банк данных исполнительных производств, механизм ареста и реализации имущества, на которое обращено взыскание и ряд других положений указанных документов.
Стоит отметить, что необходимость в подобных изменения действительно существует, так как по данным самой ФССП России, нагрузка на судебных приставов постоянно растет. В сравнении с 2012 годом, средняя нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя в 2013 году возросла примерно на 7% (с 2097 до 2252 исполнительных производств), а в целом количество документов, поступивших на исполнение в службу в 2013 году, увеличилось на 1 млн по сравнению с 2012 годом. В связи с этим, а также недостаточной квалификацией сотрудников и другими проблемами, как отмечает ФССП России, значительная часть судебных решений остается неисполненной, либо их исполнение необоснованно затягивается (по состоянию на 2013 год в России, по данным ведомства,исполняется около 60% судебных решений).
В связи с этим корректировке в очередной раз подверглись Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – закон о судебных приставах) и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – закон об исполнительном производстве). В данном материале освещены наиболее важные изменения.
Новые права и обязанности судебных приставов
В законе о судебных приставах закрепляется, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, судебный пристав-исполнитель вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, при выявлении признаков преступления судебный пристав-исполнитель или судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) (см. абз. 8, абз 9 п. 1 ст. 12 закона об исполнительном производстве).
Стоит отметить, что согласно данным ФССП России, в 2013 году к должникам стали чаще применяться меры уголовно-правового воздействия. Так, количество уголовных дел, находившихся в производстве органов дознания службы, составило почти 83 тыс., что на 3 тыс. больше, чем в 2012 году. Судебными приставами по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей задержано 5466 лиц, находящихся в федеральном розыске (в том числе 81 лицо разыскивалось за особо тяжкие преступления), в специальные учреждения препровождено 33 992 лица без гражданства, выдворено за пределы России 34 154 лица.
ДЛЯ СПРАВКИ
Согласно п. 2 ч.1 ст. 40 УПК РФ ФССП России относится к органам дознания. Дознавателями органов ФССП России проводится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157, ст. 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и ст. 315 УК РФ (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
ФССП России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ст. 17.8.1, ч.1 и ч. 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФССП России вправе (ст. 23.68 КоАП РФ):
- руководитель ФССП России, его заместители;
- руководители территориальных органов ФССП России, их заместители;
- руководители структурных подразделений территориальных органов ФССП России, их заместители.
Должностные лица ФССП России уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2-3 ст. 5.35, ст.ст. 17.3-17.6, ст. 17.8, ст. 17.9, ч. 2-2.1 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ (п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Согласно изменениям, судебный пристав исполнитель теперь при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина – ответчика по гражданскому делу вправе проводить следующие исполнительно-разыскные действия (п. 2 ст. 12 закона о судебных приставах):
- запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе (данные полномочия ранее, тем не менее, были предусмотрены законом об исполнительном производстве);
- проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске;
- осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.
По данным ФССП России в 2012 году разыскано 111 детей, более 39 тысяч должников-граждан, из которых 28 тысяч – это должники, уклоняющиеся от уплаты алиментов. В 2013 году подразделениями, осуществляющими розыск, разыскано 73 ребенка, 67 003должника-гражданина, из которых 48 092 должников-граждан по исполнительным документам о взыскании алиментов. При этом, как отмечают разработчики Закона, указанные изменения внесены в связи с тем, что ранее отсутствовала правовая регламентация розыскного инструментария судебного пристава, что не позволяло в полной мере реализовать функции исполнительного розыска. Корреспондирующие изменения параллельно внесены и в ст. 65 закона об исполнительном производстве (см. ниже). Одновременно, в п. 2 и п. 3 ст. 13 закона о судебных приставах соответственно закреплены обязанности судебного пристава не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну, а также не допускать совершение исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
Вместе с тем, судебные приставы по ОУПДС получили право применять специальные средства не только для отражения нападения на свидетелей и находящихся в судебных помещениях граждан, но и должностных лиц ФССП России в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Также они получили применять спецсредства для препровождения иностранцев или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы России, в специальные учреждения для их содержания и до пунктов пропуска через Государственную границу России. Однако речь идет только о случаях, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим (скорректирован п. 1 ст. 17 закона о судебных приставах).
Изменения в банке данных исполнительных производств и электронные документы
асширяется перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных исполнительных производств. В их числе отныне будет указываться также вид исполнительного документа, наименование органа, выдавшего исполнительный документ, сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу. Также найдут отражение и сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 46 закона об исполнительном производстве (невозможность установить место нахождение должника, отсутствие у него имущества, на которое может быть обращено взыскание и др.), или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п.п. 6-7 ч. 1 ст. 47 закона об исполнительном производстве (ликвидация должника-организации, признание его банкротом и пр.) (изменения внесены в ст. 6.1 указанного закона).
Как отмечает ФССП России, в 2013 году зарегистрировано 28,3 млн обращений к банку данных исполнительных производств на сайте ФССП России. Это на 47% больше, чем в 2012 году. Кроме того, проводятся подготовительные работы для создания личного кабинета стороны исполнительного производства на официальном сайте ФССП России, который должен заработать в первом полугодии 2014 года.
Законодательно закрепляется, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП России может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Требования к формату такого постановления будут установлены ФССП России (ст. 14 закона об исполнительном производстве дополненач. 2.1).
Новые основания прекращения исполнительного производства
Также расширен перечень оснований для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, предусмотренный ч. 2 ст. 43 закона об исполнительном производстве. Теперь к таковым относится внесение записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из ЕГРЮЛ.
Как отмечают разработчики Закона, до его принятия существовала проблема взыскания задолженности с организаций, которые отвечают признакам недействующего юридического лица. Ранее законодательством не предусмотрена возможность прекращения исполнительного производства в связи с исключением юридического лица должника-организации из ЕГРЮЛ. Это вызывало проблемы в правоприменительной практике. Исполнительные документы в отношении недействующих юридических лиц оканчивались актом о невозможности взыскания и возвращались взыскателю. Однако возвращение исполнительного документа в связи с невозможностью взыскания не являлось препятствием для повторного его предъявления, поэтому такие исполнительные документы зачастую предъявлялись взыскателями повторно. Это порождало повторные действия судебного пристава-исполнителя по исполнению, дополнительные расходы из бюджета, которые в данных случаях являлись бессмысленными, поскольку организация не существует.
При этом также закрепляется, что при отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 43 закона об исполнительном производстве).
Группа принудительного исполнения
Еще одной новеллой является закрепление оснований, порядка и условий ведения исполнительного производства группой судебных приставов-исполнителей (группой принудительного исполнения). Для этих целей закон об исполнительном производстве дополнен новой ст. 34.1.
Постановление о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения выносится главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ или старшим судебным приставом. При этом также назначается руководитель группы принудительного исполнения, который при осуществлении исполнительного производства группой принудительного исполнения принимает решения:
- о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником в случаях, установленных ст. 52 закона об исполнительном производстве;
- об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство;
- о возврате взыскателю исполнительного документа;
- о приостановлении, возобновлении, прекращении, об окончании исполнительного производства;
- о возбуждении исполнительных производств по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, при прекращении и окончании основного исполнительного производства;
- о временном ограничении на выезд должника из России;
- о передаче имущества должника на реализацию, передаче нереализованного имущества должника взыскателю;
- о распределении взысканных денежных средств;
- о взыскании исполнительского сбора;
- об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка;
- об обращении с заявлением о приостановлении или прекращении исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, о предоставлении отсрочки или рассрочки, об изменении способа или порядка их исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Кроме того, в упомянутой ст. 34.1 определяются и вопросы, возникающие в деятельности отдельных приставов, включенных в состав группы: оказание содействия приставам подразделениями службы, расположенными на территории других субъектов РФ; должностные обязанности пристава по отношению к собственному руководству и к руководителю группы.Таким образом, вводится не только понятие группы принудительного исполнения, но и определяется порядок функционирования и внутреннего взаимодействия группы, как механизма, состоящего из сотрудников различных подразделений ФССП России.
Исполнительный розыск
Ряд статей Закона направлен на совершенствование розыска должника, его имущества или ребенка. В частности, конкретизируются условия и порядок его производства, права и обязанности судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск, а также полномочия главного судебного пристава РФ по определению тактики проведения исполнительно-разыскных действий (корректируется ст. 65 закона об исполнительном производстве). При этом закрепляется понятие «исполнительный розыск» – это проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Исполнительный розыск объявляется при условии, что иные исполнительные действия, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.
Кроме того, изменились случаи, когда судебный пристав-исполнитель может объявлять розыск должника или его имущества, как по своей инициативе, так и по заявлению взыскателя. В частности, теперь это может происходить по исполнительным документам, содержащим требования о возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления (ранее – только по заявлению взыскателя).
При этом по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника должна превышать 10 000 руб. (в противном случае розыск возможен только по заявлению взыскателя). Помимо этого, также по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель теперь имеет право объявить розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование о передаче ребенка (ранее – только об отобрании ребенка) (ч. 4 ст. 65 закона об исполнительном производстве).
Ранее существовавшее правило об утверждении постановления о розыске старшим судебным приставом (его заместителем) дополнено требованием об утверждении этими лицами и постановления об отказе в объявлении розыска. По мнению Юрия Воробьева, данная мера создает дополнительные преграды для появления необоснованных «отказных» постановлений.
В законе об исполнительном производстве также теперь прописывается, что взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа (ч. 2 ст. 30 закона об исполнительном производстве).
Арест и самостоятельная реализация имущества должника
Арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств не допускается, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 руб. Исключение составляют арест денежных средств, арест заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и арест имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста (ч. 1.1 ст. 80 закона об исполнительном производстве).
«Данное нововведение представляет собой разумное ограничение для наложения ареста на имущество должника по незначительным требованиям. Нововведение не только ограничивает возможности для произвола со стороны судебных приставов, но и запрещает совершать действия, эффект от которых значительно меньше затрат на их осуществление», – комментирует изменения Юрий Воробьев.
Закон также предусматривает возможность самостоятельной реализации имущества должником. Речь идет об имуществе, рыночная стоимость которого не превышает 30 000 руб. Исключение составят: недвижимое имущество, ценные бумаги, имущественные права, заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметы, имеющие историческую и художественную ценность (в этом случае проводятся открытые торги в форме аукциона).
Для этих целей закон об исполнительном производстве дополняется новой ст. 87.1. Должник вправе в срок, не превышающий 10 дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества (при отсутствии спора о стоимости имущества). При поступлении такого ходатайства судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отложении применения мер принудительного исполнения.
В случае, если должник ходатайство о самостоятельной реализации имущества не подал или не реализовал имущество в установленный срок, судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение об оставлении данного имущества за собой. Порядок оставления имущества за взыскателем регулируется новой ст. 87.2 закона об исполнительном производстве. Если взыскатель отказался, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче такого имущества на принудительную реализацию, которая путем его продажи специализированными организациями.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве«
- Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве«
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах«
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
- Приказ ФССП России от 26 июля 2013 г. № 249 «Об утверждении Положения об организации розыска в рамках исполнительного производства«
- Приказ Минюста России от 2 мая 2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях«
- Приказ ФССП России от 6 декабря 2010 г. № 677 «О совершенствовании деятельности ФССП по производству предварительного расследования в форме дознания«
- Приказ ФССП России от 11 июля 2012 г. № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства«
- Приказ Федеральной службы судебных приставов от 1 августа 2012 г. № 334 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях«
- Методические рекомендации по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, а также организации взаимодействия дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания