За новостной суматохой последних недель, за стройными рядами кировского леса и московского ОМОНа мы, кажется, совсем не заметили нечто более важное. Что-то такое, что касается каждого из нас. Без исключений.Я говорю о принятом ГосДумой и подписанном президентом законе, который вступает в силу в начале августа.
Именуется он, как и все законы, вполне невинно: Федеральный закон от 23.07.2013 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных».
При беглом взгляде на текст закона обнаруживается, что отныне прокуроры смогут без решения суда и согласия гражданина получать доступ к его персональным данным и медицинской карте. Неприятно, но не смертельно. Однако, если вчитаться в текст документа, то в нем обнаруживается куда более неприятная штука.“Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами…”. Занавес.
Для тех, кого всё еще не проняло поясню: “ информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами” это так называемая информация ограниченного доступа. К ней относятся государственная тайна, коммерческая, нотариальная, банковская, врачебная, налоговая, адвокатская, аудиторская, семейная, тайна страхования, следствия, судопроизводства, переписки и некоторые другие категории. И ко всем этим тайнам прокуратура теперь может получить доступ просто так — в порядке общего надзора. То есть захотели посмотреть и посмотрели. Нет теперь для прокуроров этих тайн, просто не существует.
Создается ощущение, что депутаты, сенаторы, голосовавшие за законопроект, президент, который его подписывал и придавал статус закона… Что все они текст Конституции то ли в глаза не видели, то ли основательно подзабыли. Право на личную и прочие тайны гарантированы гражданину РФ 23 статьёй Основного Закона. Ей же предусмотрено, что ограничение такого права допускается только по решению суда. Однако, закон № 205-ФЗ, очевидно, игнорирует данную конституционную норму.
Многие, наверняка, скажут, что исключительная компетенция суда в данном вопросе по нынешним временам совсем не панацея от нарушения прав граждан. Позволю себе не согласится. Да, суды на самом деле удовлетворяли почти все просьбы прокуроров на доступ к информации ограниченного доступа. Но прокурор мог обратиться к суду с этой просьбой только в случае обоснования своих действий, проводимых в рамках жесткой юридической процедуры — прокурорской проверки, сопровождения дела и так далее. Теперь же ему на такие мелочи можно внимания не обращать — не нужны ни заявитель, ни постановление о проверке, ни дело. Вообще ничего — надзор за соблюдением законности осуществляется прокуратурой постоянно во всех сферах, которые закон регулирует. Если с теми же персональными данными пользователей сайтов или, например, владельцами банковских карт и счетов их время от времени удавалось осаживать, то теперь такие действия будут подпадать под статью 17.7 КоАП РФ.
Несомненно, новыми полномочиями коллег будут активно пользоваться и другие правоохранители — те же самые полицейские. Наверняка в структуре силовых ведомств роль прокуратуры в итоге увеличится…
А вот что делать нам, простым гражданам, на которых в очередной раз упало нечто из “взбесившегося принтера”, я, если честно не знаю. Однако один выход я вижу — ждать практики правоприменения нового закона и идти в Конституционный суд.