Минюст, МВД, СКР, ФСБ и ФСКН подготовили проект приказа, усиливающего контроль за лицами, находящимися под домашним арестом, и за соблюдением ими наложенных запретов и ограничений. В частности, предусмотрена возможность применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств для наблюдения за местом нахождения лица, которому назначен домашний арест.
Проект совместного приказа правоохранительных ведомств разработан в соответствии со статьей 107 УПК РФ.
Проект определяет порядок контроля за нахождением лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, и за соблюдением им наложенных судом запретов и ограничений, а также применения к указанному лицу аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля. В частности, само решение о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля оформляется в виде постановления начальника уголовно-исполнительной инспекции об использовании в отношении лица, которому избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, специальных средств контроля. При этом лицу, в отношении которого избран домашний арест, разъясняется ответственность за порчу оборудования и при применении электронного браслета выдается памятка о мерах безопасности и правилах эксплуатации электронного браслета.
При получении информации, что у находящегося под домашним арестом лица есть паспорт, по которому граждане РФ осуществляют выезд из страны, уголовно-исполнительная инспекция направляет сообщение в тот государственный орган, в производстве которого находится уголовное дело, или в территориальный орган ФМС по месту исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста. В сообщении инспекция запрашивает информацию о необходимости изъятия паспорта у лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
Уголовно-исполнительная инспекция также имеет право беспрепятственно проводить проверки лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту исполнения домашнего ареста в любое время суток (за исключением ночного времени).
В случае выявления каких-либо нарушений условий домашнего ареста уголовно-исполнительная инспекция проводит проверку. В ходе проверки устанавливаются дата и время нарушения, причины и условия, способствовавшие его совершению, а также осуществляется сбор сведений, подтверждающих факт нарушения лицом, в отношении которого избран домашний арест, условий исполнения данной меры пресечения. К материалам проверки приобщаются рапорты, объяснения, справки, акты применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля. По результатам проверки оформляется заключение по факту нарушения условий домашнего ареста, которое утверждается начальником уголовно-исполнительной инспекции и регистрируется в журнале учета заключений по результатам проверок.
Основаниями для снятия лица, находящегося под домашним арестом, с учета уголовно-исполнительной инспекции являются: истечение срока домашнего ареста, избранного судом, отмена или изменение домашнего ареста по постановлению следственных органов или суда, смерть лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
В проекте приказа также устанавливается порядок взаимодействия уголовно-исполнительной инспекции со следственными органами СКР, органами дознания и органами предварительного следствия федеральных органов исполнительной власти, судами в соответствии с их компетенцией.
С текстом проекта приказа Минюста, МВД, СКР, ФСБ и ФСКН России «Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений» можно ознакомиться здесь.