Министерство культуры предлагает дополнить Уголовный кодекс новой специальной статьей, посвященной ответственности за мошенничество в сфере туризма. Ведомство предлагает установить максимальное наказание за преднамеренное неисполнение обязательств перед туристами в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Об этом говорится в экстренно разработанном Минкультуры законопроекте, направленном на реформирование туристической отрасли. Документ создан в рамках рабочей группы, которая появилась сразу после совещания у вице-премьера Дмитрия Козака в начале августа. Тогда же призыв к уголовному преследованию виновных туроператоров прозвучал со стороны Российского союза туриндустрии.
Проект поправок от Минкультуры (их текст есть у «Известий») представителей как турагентств, так и туроператоров — должности и статусы не уточняются: предполагается, что виновный будет определен в каждом конкретном случае.
Во-первых, Минкульт вводит самостоятельной статьей ответственность за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением обязательств перед туристами — за это предусмотрен штраф в размере до 120 тыс. рублей либо арест на срок до 4 месяцев. Если такое мошенничество причинило значительный ущерб гражданину (определяется с учетом его имущественного положения, но не менее 2,5 тыс. рублей), виновный выплатит штраф в размере до 300 тыс. рублей — а худшем сценарии сядет в тюрьму на 4 года, следует из поправок. За ущерб от турмошенничества в крупном и особо крупном размерах предлагается установить в виде лишения свободы на срок до 5 и до 10 лет соответственно. Такая же «сетка» наказаний установлена в 159-й, общей статье УК о мошенничестве.
Минкульт предлагает внести в УК и еще одну статью, устанавливающую ответственность за незаконную туристскую деятельность — ведение бизнеса при отсутствии сведений о компании в едином реестре. Реестр туроператоров ведет Ростуризм, создание реестра турагентств планируется в рамках начатой реформы. Если при этом туркомпания причинила крупный ущерб третьим лицам (туристам, организациям), предусмотрены санкции в виде штрафа до 300 тыс. рублей, либо обязательные работы на срок до 240 часов. За то же деяние, но сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, предусмотрен штраф до 1 млн рублей либо лишение свободы на срок до 3 лет.
Руководитель направления по защите прав предпринимателей центра «Общественная дума» Сергей Варламов указал, что для различных статей УК установлены разные определения крупного и особо крупного ущерба. Так, для статей 159 «Мошенничество» и 159.2 «Мошенничество при получении выплат» крупным считается ущерб выше 250 тыс. рублей, особо крупным — от 1 млн рублей. Тогда как для других статей (ст. 159.1 «Мошенничество в сфере кредитования, ст. 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности» и др.) крупный ущерб — это выше 1,5 млн рублей, а особо крупный — от 6 млн рублей. И какой из этих двух вариантов предполагается использовать в новых статьях, говорит эксперт, пока не понятно.
В то же время, по словам экспертов, и в рамках действующего законодательства можно привлечь к ответственности как за мошенничество в сфере туризма (ст. 159 «Мошенничество»), так и за незаконную деятельность (ст. 171 «Незаконное предпринимательство»). Более того, говорит ведущий юрист Национальной юридической службы Игорь Федотов, предложения Минкультуры фактически сводятся к дублированию диспозиции (описание признаков преступления) и санкций действующей общей статьи о мошенничестве. Эксперт считает, что необходимости в том, чтобы дополнять действующий УК особыми положениями касательно мошеннических действий в туристской сфере, нет. По его словам, отечественное уголовное законодательство гибко, и ответственность за мошенничество в нем прописана достаточно подробно.
Юрист AstapovLawyers International Law Group Анна Арутюнян отмечает, что появление специального состава в сфере туризма все же может упростить квалификацию незаконных деяний в рамках туристской деятельности. Однако, подчеркивает она, это возможно только при детальной проработке объективной стороны деяния — нужно четкое понимание того, каким образом в сфере туризма может быть совершено мошенничество. В противном случае, говорит юрист, новая дифференциация может оказаться неэффективной. Сергей Варламов отметил, что крайне сложно доказать умысел. Для этого, по его словам, нужно обладать документально подтвержденными фактами или хотя бы свидетельскими показаниями того, что преступление готовилось заранее или что туркомпания проигнорировала явные и очевидные признаки того, что может произойти.
В Минкультуры «Известиям» сообщили, что вопросы уголовного законодательства необходимо обсуждать с представителями силовых структур. В МВД на запрос «Известий» не ответили. В Ростуризме затруднились дать пояснения, а Российский союз туриндустрии от комментариев отказался.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс считает, что, учитывая высокий резонанс от каждого ухода турфирмы с рынка, очень важно четко установить правила входа и выхода на рынок, а также работы на нем.
— Необходимо сформулировать требования к финансовой устойчивости участников туристического рынка, а также ввести дополнительный контроль в отношении страховщиков, работающих в этом сегменте, как минимум к тому, насколько посильным является тот объем обязательств, которые они на себя берут, — указал Юргенс.
Напомним, что этим летом приостановили свою деятельность более десятка туроператоров (в их числе «фирма «Нева», «Роза ветров мир», «Экспо-тур», «Идеал-тур», «Лабиринт», «Нордик стар», «Ветер странствий» и др.), пострадали десятки тысяч туристов.