Вчера в Госдуме подержали госпрограмму «Юстиция» на 2014-2020 годы стоимостью 2,3 трлн руб., предполагающую масштабную реформу пенитенциарных учреждений. Парламентарии и эксперты раскритиковали ряд положений документа, обратив внимание сотрудников ФСИН, в частности, на то, что правила внутреннего распорядка заключенных до сих пор не разработаны, а процедура госзакупок для нужд ведомства по-прежнему непрозрачна. К тому же депутаты считают, что 1,9 трлн руб., которые должны пойти на реформирование тюрем и СИЗО, может не хватить, а также требуют включить в госпрограмму расходы на Крым.
Парламентский комитет по безопасности и противодействию коррупции вчера утвердил разработанную Минюстом госпрограмму «Юстиция», реализация которой намечена на 2014-2020 годы. Ее приоритетным направлением станет реформа уголовно-исправительной системы. Реализация госпрограммы обойдется государству в 2,3 трлн руб., при этом большая часть (1,9 трлн руб.) пойдет на реконструкцию существующих и постройку новых СИЗО и тюрем, в которых должны быть «обеспечены международные стандарты обращения с осужденными»: от новейших видеокамер до «совершенствования организации питания». В Минюсте рассчитывают привести в порядок к 2017 году до 80% колоний и тюрем страны, а также почти 90% СИЗО. Первые попытки представители министерства уже предпринимают: как сообщал «Ъ» 29 марта, в ведомстве подготовлен законопроект о создании общежитий для заключенных. Документ предполагает, что зэки из колоний общего режима, а также несовершеннолетние вместо бараков на 100 человек будут отбывать наказание в отдельных комнатах по 4 человека. По подсчетам Минюста, до 2017 года на строительство придется потратить более 154 млрд руб.
Как рассказал «Ъ» депутат Александр Хинштейн (комитет по безопасности), представлявшему вчера госпрограмму замглавы ФСИН Олегу Коршунову был высказан ряд претензий. «Мы возмущены, что Минюст и ФСИН нарушили закон «О парламентском контроле». Выяснилось, что проект госпрограммы, миновав Госдуму, уже оказался на утверждении в правительстве и Минфине»,— сказал он. По словам господина Хинштейна, закон «О парламентском контроле» не предусматривает санкций за подобные нарушения, но теперь депутаты планируют внести соответствующие поправки. «Несмотря на эти нарушения, мы решили, что затягивать согласование программы не стоит, и все же ее утвердили, хотя и требуем дополнить»,— добавил депутат. По его словам, в проект госпрограммы не вошли расходы на пенитенциарные учреждения Крыма. После принятия полуострова в состав РФ под контроль ФСИН перешло четыре расположенных там пенитенциарных учреждения и около 3 тыс. заключенных. Как признавали сами сотрудники ведомства, местные СИЗО и тюрьмы «находятся в удручающем состоянии». «При этом мы с коллегами считаем, что выделяемых на реформу исправительных учреждений денег может банально не хватить»,— считает господин Хинштейн.
Глава рабочей группы по защите прав заключенных Владимир Осечкин, участвовавший во встрече, заявил «Ъ», что нашел в госпрограмме куда больше нестыковок. «В документе говорится, что еще до конца 2013 года ФСИН должна была утвердить новые правила внутреннего распорядка заключенных, а также сделать прозрачным процесс госзакупок для нужд ведомства. Однако не сделано ни того, ни другого. Только сегодня выяснилось, что в центральном аппарате не знают, к примеру, что в Кирове начальник колонии собирается купить кресло более чем за 100 тыс. руб.»,— сказал он. Кроме того, говорит господин Осечкин, одним из приоритетных направлений госпрограммы является «снижение числа жалоб от осужденных». «Иными словами, теперь руководителям колоний уже прямо сказано, что, чем меньше они допустят на волю писем с жалобами, тем лучше»,— уверен он.
Григорий Ъ-Туманов