Госдума намерена принять изменения в законодательстве, ужесточающие ответственность за нарушения в ходе массовых акций – вплоть до лишения свободы на пять лет. А корректировки противоположного свойства – об уменьшении нижнего предела штрафов и о прочих послаблениях – в ГД зависли. Правительственный законопроект во исполнение соответствующего решения Конституционного суда прошел первое чтение в декабре 2013 года и больше не движется. Партия власти уверяет, что идет работа по систематизации поправок к нему.
Инициатива группы депутатов ГД об установлении уголовной ответственности за неоднократное нарушение законодательства о митингах, как известно, появилась не сама по себе, а с согласия президента Владимира Путина.
Напомним, что 27 марта на встрече главы государства с руководством Совета Федерации председатель комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас огласил целый план заградительных мер против событий, аналогичных украинским. В нем было и информирование гражданами властей о наличии у них паспорта другого государства, и принудительное внесение НКО в реестр иностранных агентов, и усиление госконтроля за Интернетом в целом и соцсетями в отдельности, и, наконец, уголовное преследование организаторов массовых акций, проходивших с нарушениями. Путин посоветовал все-таки не выходить за рамки и не ограничивать права граждан. И вот все идеи из данного списка стали законами, однако с митингами Госдума подзадержалась.
Стоит отметить, что кроме пяти лет посадки за два административных взыскания в течение полугода в законопроекте имеется масса иных предложений: и право полиции блокировать улицы для предупреждения массовых беспорядков, то есть исходя из оперативной информации, и требование к журналистам, освещающим акции, как во время военных действий иметь отличительные признаки СМИ, и новые ужесточения «митинговых» статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Скажем, в ст. 20.2 (нарушения установленного порядка проведения публичных мероприятий) расширяется само понятие незаконных действий, в которое кроме помех движению людей или машин добавляется еще и препятствование работе объектов жизнеобеспечения, социальной инфраструктуры и даже доступу граждан к своим домам. В этой статье кроме штрафов сохраняются обязательные работы на срок до 100 часов. Между тем всем известно, что в феврале 2013 года Конституционный суд вынес постановление, требующее убрать этот вид наказания из тех частей КоАП, где митинговые нарушения не связаны с ущербом имуществу или здоровью граждан.
Из данного постановления КС правительство страны составило законопроект, который был внесен в ГД еще в августе прошлого года. А 13 декабря 2013-го он благополучно прошел первое чтение. С тех пор вокруг него официально не происходит шевеления, хотя на подачу замечаний было отведено лишь 30 дней, а профильный комитет признал «необходимой скорейшую реализацию правовой позиции КС, в том числе исключение чрезмерных ограничений прав граждан, устранение возможности неоднозначного толкования и произвольного применения норм КоАП и закона № 54-ФЗ». Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин в ответ на вопрос «НГ», почему более полугода проект не трогается с места, сообщил, что «идет систематическая работа по подготовке ко второму чтению». По его словам, необходимо точно определить подходы, которые делали бы для судов возможным назначать санкции ниже низшего предела. Напомним, что КС решил, что для граждан даже минимум в 10 тыс. руб. – слишком много, подчеркнув, что до исправления законодательства суды вправе снижать нижний предел до разумного, по их мнению, уровня. При этом Плигин объяснил, что здесь нужен общий подход, отраженный в законе, к планке, ниже которой штрафы опускать будет нельзя, – сейчас он и прорабатывается. Глава комитета сказал, что до наступления летних каникул эта сложная работа закончена не будет, и пообещал, что «в рамках осенней сессии ее надо будет завершить».
Представители оппозиционных фракций в профильном комитете оказались не в курсе реальных проблем данного законопроекта, но, как выяснилось, им достаточно некоего общего понимания ситуации. Например, зампред комитета ГД от ЛДПР Сергей Иванов уверен, что тормоз нажат из-за украинских событий. Другой депутат ГД из ЛДПР – глава комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов, эксперты из аппарата которого тоже сделали много замечаний к правительственному документу, также полагает, что изменившаяся ситуация диктует более осторожный подход к законодательству о митингах. Он, кроме того, напомнил, что для ГД нет обязательного срока принятия законов, вытекающих из решений КС, хотя «они считаются приоритетными». Первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Александр Агеев подтвердил «НГ», что формальной работы над проектом не ведется и в повестке ближайшего заседания его точно нет.
Зампред профильного комитета от КПРФ Вадим Соловьев уверен, что «события в Украине да и у нас в стране так напугали партию власти, что она решила с либерализацией правил проведения массовых акций пока повременить». При этом Соловьев заявил, что российские суды плохо прислушались к мнению КС о том, что они уже могут снижать нижний предел штрафов по своему усмотрению. К примеру, сообщил парламентарий, в Белгороде в конце прошлой недели состоялся суд над депутатом гордумы от КПРФ. Она выступила организатором экологического митинга, который, по протоколу полиции, закончился на восемь минут позже положенного. Партийные адвокаты представили суду доказательства, что это не так, а потом в конце концов попросили судью воспользоваться разрешением КС на снижение санкций. Однако тот ответил, что это его право, а не обязанность – и оштрафовал коммунистку на 10 тыс. руб. Соловьев пообещал, что КПРФ проведет это дело по всем судебным инстанциям, чтобы понять, случайность это или тенденция.
Отметим: Владимир Плигин заявил «НГ», что в его комитете есть информация на тот счет, что суды уже активно пользуются постановлением КС об уменьшении штрафов за нарушения на митингах.