Новости

В ООН подан доклад о торговле людьми, принудительном труде и иных формах эксплуатации

Осенью 2023 года пройдёт заседание рабочей группы в рамках четвёртого цикла Универсального периодического обзора (УПО) по России. Совет ООН по правам человека проводит УПО для проверки соблюдения всеми 193 государствами-членами ООН их международных обязательств в области прав человека.

В отношении каждой страны обзор проводится раз в четыре года. Государство, органы ООН и организации гражданского общества могут направить доклады о состоянии прав человека в стране. По итогам обзора Совет по правам человека утверждает рекомендации для государства.

Фонд «Русь сидящая» совместно с Центром защиты прав человека «Мемориал» и фондом «Безопасный дом» подали совместный доклад о торговле людьми, принудительном труде и иных формах эксплуатации. «Русь сидящая» представила данные о труде заключённых в российских колониях. Ранее этот вопрос в рамках УПО не поднимался – мы впервые заявили о том, что в этой сфере есть серьёзные проблемы, и их необходимо решать.

Фонд рассказал о следующих проблемах:

  1. Труд заключённых по закону является принудительным:
    • заключённые обязаны работать под угрозой дисциплинарных наказаний и не могут отказываться от работы или прекращать её для разрешения трудовых конфликтов;
    • администрации могут оказывать давление и иными способами – лишать свободного времени, заставлять делать физические упражнения, избивать, выписывать рапорты по надуманным поводам, что ведёт к отказу в УДО.
  2. Заключённые работают в бесчеловечных условиях:
    • нередки случаи принуждения к сверхурочной неоплачиваемой работе по 12-16 часов и отказу от отпуска;
    • заключённым устанавливаются нереалистичные нормы выработки, из-за чего они не могут спокойно принимать пищу и пользоваться туалетом.
  3. Труд заключённых оплачивается существенно ниже МРОТ:
    • закон привязывает оплату труда к выполнению норм выработки, которые часто завышаются администрацией и не могут быть выполнены на устаревшем оборудовании;
    • администрации могут делить одну ставку между несколькими заключёнными, повышая их занятость, но снижая заработную плату;
    • закон предусматривает удержания от 50 до 75 % зарплаты в счёт содержания самого заключённого в колонии.
  4. Заключённые подвергаются и другим формам эксплуатации:
    • их вербуют для участия в ЧВК и специальных подразделениях Минобороны России;
    • после освобождения из-за отсутствия социальных и востребованных профессиональных навыков, разрушения социальных и семейных связей, утраты документов и жилья бывшие заключённые становятся лёгкой мишенью для последующей трудовой эксплуатации.
  5. Нарушения трудовых прав заключённых трудно раскрывать и привлекать нарушителей к ответственности:
    • отсутствует эффективный механизм подачи жалоб – они часто «спускаются» надзорными органами в саму колонию;
    • отсутствуют независимые контрольные механизмы – ОНК лишены существенной части полномочий (например, проводить конфиденциальные беседы и снимать их на видео) и теперь по большей части состоят не из активистов и экспертов, а из бывших сотрудников силовых органов;
    • тюремные администрации сопротивляются расследованиям – они имеют возможность удалять доказательства и запугивать свидетелей;
    • они могут применять репрессии за жалобы – чаще всего заключённого, направившего жалобу, изолируют и не допускают к нему адвокатов, а также давят на него с целью отзыва жалобы;
    • заключённым запрещается создавать и вступать в профсоюзы и использовать забастовку для улучшения условий труда.

В конце доклада фонд представил проект рекомендаций для улучшения условий труда заключённых в России:

  1. Отменить законодательство о принудительном характере труда заключённых;
  2. Обеспечить оплату труда заключённым не ниже МРОТ;
  3. Уменьшить размер удержаний из заработной платы заключённых и отменить вычеты за материально-бытовое обеспечение (питание, одежду, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены);
  4. Обеспечить заключённым возможность свободно и быстро обжаловать нарушения трудовых прав без угрозы репрессий со стороны администрации; 
  5. Разрешить заключённым вступать в профсоюзы;
  6. Защитить заключённых от вербовки в частные или государственные военные структуры;
  7. Предоставить заключённым образовательные программы, позволяющие обеспечить трудоустройство после освобождения.