НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ

Поиск
Close this search box.

В Страсбурге заинтересовались тюремным транспортом

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подвергнет комплексному анализу российскую систему транспортировки заключенных. Вчера Страсбург направил правительству РФ вопросы о техническом оснащении российских автозаков и запросил ведомственные приказы, регулирующие транспортировку зэков. Юристы говорят, что в ЕСПЧ скопилось не меньше 40 аналогичных жалоб и в отношении России может быть вынесено так называемое пилотное решение — обязывающее в кратчайшие сроки устранить нарушения прав заключенных.

Сведения о техническом состоянии российских автозаков и поездов, предназначенных для транспортировки заключенных, а также нормативные акты, регулирующие вопросы этапирования, ЕСПЧ запросил в рамках рассмотрения жалобы жителя Коми Алексея Томова. В 2011 году правозащитная организация «Общественный вердикт» от его имени обратилась в ЕСПЧ с жалобой на нарушение ст. 3 Европейской конвенции о правах человека (запрет на пытки). Как рассказал «Ъ» адвокат господина Томова Эрнест Мезак, житель Коми в 2009 году при перевозке по Воркуте более двух часов провел в неотапливаемом автозаке, где на трех квадратных метрах находилось еще десять заключенных с личными вещами. Так же тесно и холодно было и в железнодорожном вагоне, куда затем пересадили осужденного для этапа в колонию. «Это первая жалоба, по которой Страсбург направил в Россию столь подробный запрос. До этого в суде по упрощенной схеме было коммуницировано порядка 40 аналогичных жалоб от российских заключенных»,— заявил господин Мезак.

Вопросы конвоирования регулируются внутренним приказом Минюста и МВД 199дсп/369дсп от 24 мая 2006 года. В пункте 167 документа говорится, что при конвоировании в спецвагоне не более четырех часов допускается посадка в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек, а в автомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонны — до 13 человек, 2,5-3 тонны — до 21 человека, 4 тонны — до 36 человек. Однако 25 января 2012 года Верховный суд РФ отменил норму инструкции, касающуюся перевозки в спецвагонах, при этом признав допустимой перевозку заключенных в условиях, когда на каждого приходится от 0,3 до 0,5 квадратного метра. При этом в ряде постановлений ЕСПЧ прямо говорится, что 0,5 квадратного метра является недостаточной площадью при этапировании, сколько бы оно ни длилось.

В пресс-службе ФСИН «Ъ» заявили, что пока не видели запроса от ЕСПЧ, но отметили, что «тщательно следят за условиями перевозки заключенных». «Каждая жалоба на холод или тесноту в автозаках становится предметом интереса высшего руководства. Мы стараемся максимально оперативно устранять эти недостатки. Можем сказать, что сейчас большинство автозаков и поездов оснащены и кондиционерами, и печками»,— сказали в ведомстве.

Глава рабочей группы по защите прав граждан в местах принудительного содержания при Госдуме Владимир Осечкин говорит, что большинство заключенных по-прежнему сталкиваются «с нечеловеческими условиями транспортировки». «В той же Москве конвоирование является настоящей пыткой. С утра порядка 30 человек заталкивают в сборное отделение, а затем часами возят по судам в автозаках, нарушая все возможные нормы, в том числе и по количеству заключенных на один квадратный метр»,— пояснил он. По словам господина Осечкина, основная проблема заключается в устаревших нормативных актах, регулирующих правила транспортировки осужденных и подследственных.

По мнению господина Мезака, ЕСПЧ может вынести так называемое пилотное постановление, позволяющее указать государству на меры решения структурной проблемы и определить сроки ее устранения. Последний раз в отношении РФ оно выносилось в январе 2012 года и также касалось системы ФСИН: судьи проанализировали около 30 жалоб на условия содержания в российских тюрьмах и СИЗО. «В данном случае,— считает господин Мезак,— ЕСПЧ может обязать РФ полностью пересмотреть нормативную базу, касающуюся условий транспортировки заключенных».

Григорий Ъ-Туманов

 

 

 

 

http://kommersant.ru/doc/2398454

Другие способы поддержки

Система Быстрых Платежей

Банковский перевод

Наименование организации: Благотворительный Фонд помощи осужденным и их семьям
ИНН/КПП 7728212532/770501001
Р/с 40703810602080000024 в АО «АЛЬФА-БАНК»
БИК 044525593, к/с 30101810200000000593
Назначение платежа: Пожертвование

Криптовалюты

Bitcoin

1DxLhAj26FbSqWvMEUCZaoDCfMrRo5FexU

Ethereum

0xBb3F34B6f970B195bf53A9D5326A46eAb4F56D2d

Litecoin

LUgzNgyQbM3FkXR7zffbwwK4QCpYuoGnJz

Ripple

rDRzY2CRtwsTKoSWDdyEFYz1LGDDHdHrnD

Новости