Правительство предлагает установить административный надзор за отсидевшими срок по террористическим и экстремистским статьям, а также за покушения на силовиков и судей
Уже в ближайшее время все отбывшие наказание за терроризм и экстремизм по тяжким и особо тяжким составам, а также за покушение на жизнь судей и силовиков могут попасть на свободе под жесткий административный надзор.
По данным «Известий», разработанный в правительстве законопроект уже согласован в различных ведомствах и сейчас проходит антикоррупционную экспертизу. Согласно предлагаемому законопроекту по решению суда граждан, отбывших наказания за экстремизм и терроризм, могут обязать приходить до четырех раз в месяц отмечаться в отделения полиции, для них может быть введен запрет на посещение митингов и акций, им запретят выходить из квартиры вечером и ночью, выезжать за пределы города или определенного региона. Силовики смогут навещать их днем и ночью без приглашения. Период действия контроля и ограничений будет устанавливать суд. Согласно закону, срок погашения судимости по таким преступлениям составляет 8 лет с момента освобождения человека из заключения.
Разработчики законопроекта не скрывают, что поводом для него стала возросшая активность экстремистов и террористов в России, а также увеличение количества случаев нападений и убийств силовиков и судей. Так, если в 2009 году было зарегистрировано 1202 преступления террористического и экстремистского характера, то в 2010-м — 1237, в 2011-м — 1244, в 2012-м — 1233, в 2013-м — уже 1557. Эту ситуацию напрямую связывают с тем, что многие осужденные по таким категориям преступлений люди после выхода на свободу возвращаются к противоправной деятельности. «Проведенный анализ свидетельствует о том, что многие осужденные по указанным статьям, чувствуя поддержку своих соратников, на путь исправления не встают и не прекращают экстремистскую деятельность после освобождения. Так, около 70% освободившихся сторонников радикальных структур принимают участие в экстремистских акциях».
Согласно проекту закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», законодательно закрепляется надзор за «совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористического и экстремистского характера, а также сопряженных с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительных органов, следователя, судьи».
Таким образом, под надзор попадут террористы, лидеры и организаторы террористических и экстремистских группировок, а также осужденные за убийства и другие тяжкие преступления с экстремистским мотивом.
В первую очередь законопроект предусматривает упрощенную схему получения судебного решения об административном надзоре — суд должен рассмотреть дело в течение 10 суток.
Что касается непосредственных мер, то, например, по решению суда террористов и экстремистов могут обязать регулярно являться отмечаться в территориальное отделение полиции — от одного до четырех раз в месяц. Для них могут запретить выезд за пределы города, региона или страны, а также посещение митингов, акций и мероприятий, в том числе и в определенный период времени — например, вечером или ночью.
Следить за исполнением судебного решения должны местные полицейские. Им дается право без приглашения посещать квартиру, где живет освободившийся экстремист или террорист, а также вызывать его в отделение для получения объяснений.
Также по заявлению полиции, самого поднадзорного или его законного представителя суд с учетом его поведения и соблюдения условий ограничений может отменить административный надзор. В противном случае — продлить. Согласно Уголовному кодексу, судимость погашается в случае тяжких преступлений — в течение 8 лет после освобождения из колонии, особо тяжких — 10 лет. Таким образом, экстремисты и террористы будут находиться под постоянным контролем как минимум 8 лет, а в случае нарушений условий — пожизненно.
Однако разработчики проекта признают, что есть некоторые проблемы, которые необходимо будет решить. Например, непонятно, в каком суде рассматривать вопрос о принудительном надзоре, если у освободившегося из колонии человека нет места жительства. В качестве примера приводится ситуация в Адыгее, Курской, Липецкой и Тульской областях, где подобные дела рассматриваются по фактическому месту жительства «контингента». В связи с этим разработчики предлагают ввести новый термин — «место временного фактического нахождения».
Инициативы правительства о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс находятся в соответствии с принятым в 2011 году федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Такой надзор со стороны МВД существовал во времена СССР, но потом был отменен. В новом документе четко прописаны ограничения бывшим заключенным и меры контроля за ними. В первую очередь контроль касается людей, осужденных по «педофильским» статьям.
Эксперты неоднозначно относятся к идее правительства.
— Если с терроризмом всё более-менее понятно, то в случае экстремизма практика показывает, что большинство людей осуждают неправомерно, — рассказала «Известиям» эксперт правозащитного центра «Сова» Мария Кравченко. — Я боюсь, что эта норма станет новым рычагом давления на невиновных.
Оперативники считают иначе.
— Административный надзор существовал еще во времена СССР и был очень эффективной мерой. Если сейчас надзор будут применять к экстремистам, то это значительно упростит работу оперативников и будет мощной профилактической мерой, позволяющей контролировать лидеров экстремистских организаций, — рассказал «Известиям» один из сотрудников Главного управления по противодействию экстремизму (ГУПЭ) МВД.