Минкомсвязи опубликовало нормативные акты к «закону 5 мая». Последний приравнивает к СМИ блогеров, то есть владельцев интернет-ресурсов с суточной аудиторией более 3 тыс. человек. Есть там и понятие «организатор распространения информации». Речь идет о любых местах в Сети, где идет обмен данными. Самые подробные личные сведения об их посетителях должны храниться полгода и быть доступными для силовиков. Нарушение этих правил будет наказываться штрафами и блокировками. Иметь дело с обновленным Рунетом государство намерено только через особый сайт.
Резкое ужесточение госконтроля в целом за российским сегментом Интернета и даже работающими в нем глобальными соцсетями, и за блогерами в частности, как известно, начинается с 1 августа 2014 года.
Это следует из пресловутого «закона 5 мая», прозванного так в народе по дате подписания его президентом Владимиром Путиным. Официальное же его наименование – № 97-ФЗ. Именно оно использовано в названии специального государственного сайта (http://www.97-fz.gov.ru/), через который власть теперь и намерена общаться с сетевым сообществом, уведомляя на нем и о списке запрещенных ресурсов, и о покорившихся закону «организаторах распространения информации». С помощью этого сайта можно будет и попросить записать себя в перечень официальных обитателей Рунета. Видимо, и реестр принудительно зарегистрированных блогеров тоже будет на этом сайте. Кстати, сейчас он пока еще не действует.
Это потому, что соответствующее постановление правительства РФ, проект которого Минкомсвязи уже опубликовало на портале для обсуждения нормативных актов исполнительной власти, вступит в силу с 1 августа вместе с драконовским законом. В данном постановлении просто указывается, что вот будет такой сайт – и смотрите на нем всю информацию о блокировании либо разблокировании тех или иных соцсетей, форумов, блогов, почтовых программ, торрентов и всего прочего, где люди так или иначе обмениваются какими-то электронными данными в виде текстов, картинок, аудиофайлов, видеороликов и т.д. Это все и будут так называемые «организаторы распространения информации», которым по «закону 5 мая» скоро предстоит тяжелая жизнь. Ведь их обязывают весь этот массив хранить не менее полугода только лишь для того, чтобы в любой момент оперативники МВД, ФСБ и прочих правоохранительных ведомств могли, по сути дела в онлайн-режиме, посмотреть подробности трафика с точки зрения прежде всего личных сведений о его получателях-отправителях.
Еще одна обязанность таких «организаторов» – сообщать Роскомнадзору о начале деятельности на них всех своих клиентов. То есть когда какой-то человек заводит почтовый ящик, создает аккаунт в соцсети, регистрируется на форумах и т.д., то персональные сведения о нем уходят сначала в эту сетевую спецслужбу, а потом ими уже могут располагать и спецслужбы реальные. Напомним, что, впрочем, закон делает исключение для граждан, которые по всем критериям вроде как бы и становятся «организаторами распространения информации», но делают это исключительно в личных, семейных и домашних нуждах. Правительство обязано было утвердить перечень таких нужд – и оно это сделало. Но очень своеобразно: этот список сопровождается такими оговорками, которые делают его по большому счету бессмысленным. Например, указываются образовательные и научные потребности, что связано с обменом знаниями, умениями, творческими навыками и т.д. Есть указание о потребительской информации – товарах, рабочих местах, тестах, каких-то гаджетах и т.п. Воспитание детей, садоводство, домашние животные – это все тоже вроде бы не интересующие государство темы. А вот оговорки: вся такого рода информация не должна быть связана с общественно-политической и даже просто общественной деятельностью и распространением материалов такой тематики, она не должна быть направлена на неопределенно широкий круг лиц, не может соотноситься с интересами какого-то юрлица. И вообще, если ее получает более 10 тыс. человек, то к удовлетворению частных нужд такая деятельность никак не может быть отнесена.
Однако эти постановления правительства об организации спецсайта и о домашней информации не являются единственными, есть и гораздо более интересные подзаконные акты. Их проекты – общих числом семь – тоже уже выложены на портале regulation.gov.ru. Наиболее из них любопытный – о составе тех сведений, которые обязан хранить для силовиков «организатор распространения информации». В этом документе сразу же оговаривается, что содержание любых электронных сообщений никого не интересует. Однако разочаровываться в нашей власти не стоит – согласно другому документу, о котором уже писала «НГ», все операторы связи обязаны будут установить у себя некие технические средства контроля, то есть, иными словами, обычные «жучки». Вот через них скорее всего и будет обеспечен доступ спецслужб к конкретным материалам, которые получают или передают заинтересовавшие их граждане.
Обо всех остальных правоохранительные органы хотят знать только их сетевые идентификаторы – логины, сетевые адреса и прочие автоматически передаваемые данные, а также телефоны, e-mail, адреса и имена-фамилии, которые заносятся при регистрации на разных сайтах. А вот намного более обширный список персональной информации интересует наше государство в отношении платежных систем в Интернете. Тут власти рассчитывают быть в курсе и сумм, и валют сделок, и того, что же было куплено, и каков теперь у человека приход-расход. Более того, похоже, что речь может идти даже о секьюрити-коде на банковской карте, который дается в Сеть вместо ее индивидуального номера. А вообще-то к «организаторам распространения информации» у правоохранителей будет всего два вида запросов. Первый так и будет называться «стандартным», в ответ на который все вышеперечисленное и надо будет немедля сообщить – в течение месяца, если силовики не спешат, и за три дня, если они ставят на запросе пометку «срочно». Нетрудно представить себе, что несрочных запросов от них скорее всего просто не будет. А вот второй вид запросов называется «нестандартным», который определяется как отличающийся от первого, – и все.