Вчера президент Владимир Путин внес в Государственную Думу ряд поправок в законодательство, существенно меняющих систему отечественного судопроизводства. Правке подверглась Конституция. Изменены некоторые ее статьи – в сторону дальнейшей централизации власти. В РФ создается единый суд – система, объединяющая суды общей юрисдикции с арбитражными. На пост руководителя структуры рассматриваются, по информации «НГ», несколько кандидатов, среди которых – нынешний глава Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев. Эксперты не исключают, что в будущем эту должность может занять нынешний премьер Дмитрий Медведев, если он покинет правительство.
Президент внес поправки разом в восемь статей Конституции. Почти все они связаны с идеей об упразднении Высшего арбитражного суда (ВАС) и соединении судопроизводства под началом единого органа. Например, в статье 71, где расписаны полномочия федерального Центра, исключается такое понятие, как «арбитражно-процессуальное законодательство». То есть теперь в России будут существовать единые и общие Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы.
Новый состав Верховного суда будет представлен 170 судьями, назовет которых специальная квалификационная коллегия из 27 членов по отбору кандидатов. По словам информированного источника «НГ», близкого к руководству Верховного суда, все 10 окружных арбитражных судов войдут в систему судов общей юрисдикции – как одно из направлений: «Интеллектуальный потенциал ведомства полностью сохранится». В составе ВС будет создана арбитражная коллегия, восьмая по счету – наравне с уголовной, гражданской, административной и т.д. Отдельного руководства в арбитражном судопроизводстве не будет. Официального комментария вчера ни ВС, ни ВАС не давали.
Процедура объединения закончится в 2014 году. Глава думского комитета по гражданскому, арбитражному, уголовному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников напоминает о ее сложности: «Нужно будет внести поправки в Конституцию, а следовательно, нужно, чтобы парламенты субъектов Федерации проголосовали – не менее двух третей, как мы знаем. Затем мы проголосуем квалифицированным большинством – и мы, и Совет Федерации, а поправки в сами законы, посвященные конкретным судам, будут на втором этапе». Далее придется принять поправки в процессуальное законодательство. Переходный период определил сам Путин – шесть месяцев.
Таким образом, в стране произойдет возврат к целостности судебной системы. В последние несколько лет ВАС очень хотел стать самостоятельной отраслью правосудия, что разрушало судебную систему: все-таки ВС должен был остаться высшей инстанцией. В его составе изначально логично выглядел бы суд Арбитражный – как одно из направлений. Путин прекратил неуместные споры за первенство в иерархии.
Многие эксперты считают, что большие шансы есть у нынешнего главы ВС Вячеслава Лебедева. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, называя персоналии шорт-листа, упоминает и о нынешнем министре юстиции Александре Коновалове: «В случае если Лебедев выходит из числа претендентов». Эксперт не исключает, что пост руководителя единого суда может занять и Дмитрий Медведев, если правительство уйдет в отставку или если он сам его покинет.
По мнению Алексея Мухина, длительный переходный период может породить долгую неразбериху. Но объединение – вещь необходимая, уверен эксперт: «Любое слияние чревато системными сбоями. Но зато в такой период возможно наладить оптимальное функционирование механизма – сделать его более простым и современным. А также изменить кадровый состав судов. Плюсы в этой ситуации явно перекрывают минусы».
Двойственные чувства в связи с судебной перестройкой возникают у руководителя Всероссийского союза страховщиков, экс-главы Института современного развития Игоря Юргенса: «С одной стороны, безусловно, из-за отсутствия большого кадрового резерва, да и вообще, если честно, квалифицированных судей, присяжных заседателей и всего того, что связано с судопроизводством, объединение практически неизбежно. Мы переживаем приблизительно такое же слияние надзоров на финансовых рынках – создание так называемого мегарегулятора. И назначение на пост главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной доказывает, что это позитивно и эффективно. С другой стороны, на моих глазах предприниматели в арбитражные суды поверили».
Помимо судебного сценария Владимир Путин предлагает поправить статью Конституции под номером 83. Это очень серьезная часть Основного закона, потому что тут перечислены полномочия президента. Пункт «е» этой статьи переписывается полностью. Теперь в нем будет написано, что глава государства «представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ; назначает судей других федеральных судов». То есть упоминание о ВАС из Конституции просто убирается. Но, кроме того, из данного пункта почему-то уходит и процедура назначения генерального прокурора, а также его отставки.
Впрочем, разгадка следует тут же: в статье 83 появляется новый пункт – «е 1». Вот в нем и значится, что президент представляет сенаторам кандидатуру генпрокурора. Но не только его – теперь наконец конституциирована процедура, которую СФ взял себе явочным порядком, закрепив ее лишь в законе о прокуратуре. А именно: верхняя палата по представлению президента назначает еще и замов генпрокурора. Следом же в поправке значится абсолютная новация, значительно расширяющая полномочия главы государства. Указано, что он «назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров». В обосновании необходимости изменения Конституции по этому поводу уточняется, что назначения региональных прокуроров происходят по представлению генпрокурора, согласованному с властями субъектов РФ. А все прочие прокуроры выше городского уровня назначаются президентом единолично. Получается, что под это подпадают прокуроры уровня федеральных округов, межрегионального уровня, а также различные спецпрокуроры, если, конечно, будет осуществлена идея о возможности их появления, которая уже высказывалась, скажем, рядом депутатов Госдумы.
Так что еще одна статья Конституции – 129-я, в которой как раз и говорится о прокуратуре, переписывается целиком и полностью. Исчезает, например, пункт 1 этой статьи, где написано, что это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и самому генпрокурору. Вместо жесткой записи идет ссылка на профильный закон об этом ведомстве, где конституционная норма в принципе повторена. Правда, сейчас, по данным «НГ», на последней стадии согласования находится новый закон о прокуратуре – и что будет написано там, пока неизвестно.
Кстати, глава 7 Конституции все-таки меняет название. Теперь это «Судебная власть и прокуратура». Последнего слова ранее не было, и это являлось наглядным свидетельством беспорядка, в котором текст Основного закона принимался 20 лет назад. Корреспондент «НГ» тогда наблюдал, как буквально в последние дни перед обязательным опубликованием текста проекта Конституции, выносимого на референдум 12 декабря, тогдашний генпрокурор Алексей Казанник бегал по инстанциям, чтобы исправить забывчивость отцов-основателей, не написавших о прокуратуре ни слова. Вот прокуратуру в последний момент и вписали в главу о судебной власти, чтобы не создавать отдельного раздела.
По мнению Игоря Юргенса, наблюдается тенденция дальнейшей централизации власти: «В период кризиса она может сыграть позитивную роль – нельзя этого отрицать. Но в будущем она же может сыграть и роль негативную. Сверхцентрализация уже наметилась как в капле воды в реформе Академии наук – институты которой, безусловно, ранее все-таки обладали некоей автономией или по крайней мере какими-то элементами независимости. Нынешние реформы могут привести к централизации, по поводу которой мы потом еще будем переживать. Дьявол в деталях: централизовать все и вся – опасно. С другой стороны – следует учитывать то, что происходит за окном».
Скорее всего можно предположить: Владимир Путин к 20-летию Основного закона показал, что Конституция – корова. Но – не священная.