«Русь Сидящая» подала иск о защите деловой репутации после того, как летом 2017 года в фонд пришли с «обследованием» сотрудники ОБЭП. Правоохранительные органы заинтересовались работой фонда после того, как смежная с «Русью Сидящей» организация «Эр-Эс» отчиталась по проекту «Основы практических финансовых знаний». Деньги на проект выделил Всемирный банк. Мы напечатали и отправили в тюрьмы и колонии 4350 экземпляров брошюр на тему финансовой грамотности и провели 92 лекции для заключенных и их родственников и сотрудников пенитенциарной системы.
Мы рассказывали о том, как решать финансовые вопросы, если вы или ваш родственник оказались в тюрьме, как оформить доверенность, что делать с кредитом, алиментами и пособиями. Мы читали заключённым лекции о том, как пользоваться банковскими картами и оформлять различного рода документы. Словом, проект «Финансовая грамотность» был создан нами для того, чтобы объяснить заключённым и их родственникам то, что им никто не будет объяснять и подробно ответить на те вопросы, на которые никто отвечать не будет.
Мы предоставили отчет об этом в Минфин. Минфин во время проверки сделал запрос во ФСИН. А ФСИН ответил, что мы отправили всего 723 брошюры, а лекций, мол, вообще не читали. Таким образом, ФСИН заявила, что «Русь Сидящая» похитила и растратила бюджетные средства.
Наши юристы, Алхас Абгаджава и Алексей Федяров, подготовили доказательства того, что обязательства по проекту «Русь Сидящая» даже перевыполнила. Мы отправили письма во все 29 регионов, в которые отправляли посылки, и где читали лекции, и получили от всех ответы, в которых черным по белому было написано, что брошюры получены ФСИН: кто-то нас благодарил, кто-то высылал их обратно, потому что, мол, не просили и распоряжений не было. Поэтому мы подали иск к Минфину, в котором рассказали, что сделали даже больше, чем было прописано в договоре, и попросили доплатить за работу. Этот суд мы, конечно, проиграли, зато достигли намного более ценного результата: Минфин прямо сказал, что у него нет претензий к «Руси Сидящей», и все обязательства она выполнила в полном объеме. Суд это поверил и установил, что работа действительно выполнена и даже перевыполнена, но доплачивать за нее никто не обязан, так как дополнительная работа не оговаривалась заранее, и мы ее выполнили исключительно по собственной инициативе. Мы с этим решением с радостью согласились.
Тогда мы написали письмо во ФСИН с официальными претензиями и вопросами: почему ФСИН распространяет про «Русь Сидящую» недостоверную информацию. В установленный законом срок нам никто не ответил, поэтому мы подали к ФСИН иск о защите деловой репутации.
На предварительном слушании юристы ФСИН попросили засекретить дело, на что судья потребовал ФСИН предоставить перечень засекреченных документов. Юристы ФСИН предоставить их не смогли.
Суд дал ФСИН больше месяца на то, чтобы юристы службы могли передать «секретные» документы в канцелярию, где и принимается решение о засекречивание заседания. 31 января на первом слушании дела по существу юристы ФСИН заявили в суде, что канцелярия отказалась принимать документы.
Судья удивилась и, проявив неподдельный интерес к ситуации, объявила перерыв и позвонила в канцелярию. После перерыва судья объявила, что в канцелярии ей только что сообщили, что никакие документы от ФСИН не приносили.
Справка: Кацелярия не может не принять документы. Она не может не принять их даже в том случае, если они передаются не в запечатанном конверте и без специального штампа. Если документы передаются в незапечатанном виде, секретная часть просто докладывает, что документы приняли, но они были оформлены ненадлежащим образом.
Таким образом, вполне возможно, что юристы ФСИН дезинформировали суд, сказав, что пытались передать «секретные документы» в канцелярию.
Кстати, секретными ФСИН считает ответы региональных управлений ФСИН, подтверждающие, что «Русь Сидящая» выполнила все обязательства по договору. Юристы ФСИН даже дали дополнение к отзыву на наш иск, в котором сказали, что документы за секречены не все, а только часть.
На просьбу юриста «Руси Сидящей» Алексея Федярова ознакомить истца с не засекреченными документами, юристы ФСИН ответили, что покажут их суду.
Судья справедливо заметила, что показать эти документы придется не только суду, но и истцу, и объявила перерыв до 7 февраля.