НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ

Дополнение 1

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ И ИХ СЕМЬЯМ

(для отбывающих наказание в местах лишения свободы и их родственников)

Раздел 1. Возмещение материального ущерба

1.1 Возмещение материального ущерба лицом, пребывающим в МЛС. Оформление доверенностей

В силу полномочия, основанного на доверенности, представитель осужденного непосредственно может создавать, изменять и прекращать его гражданские обязанности и права (например, отдавать имущество в залог, обременять его другими способами, распоряжаться им по усмотрению доверителя: продать, подарить и т.п.). Таким образом, возможно продать, подарить вещь, сдать ее внаем, но с помощью представителя (супруга, родителя, иного родственника, другого лица), которому выдается доверенность.

Ограниченность коммуникаций лиц, отбывающих наказание в форме лишения свободы, и ограниченность получения ими актуальной информации о существующем положении дел оказывают существенное влияние и на формы, и на эффективность принимаемых финансовых решений.

Законодательство учитывает особенности правового положения осужденных при проведении сделок и иных гражданско-правовых действий. Однако (часто как рудимент законодательных и правоприменительных практик советского периода) сохраняются существенные барьеры для реализации их прав и возможностей.

С одной стороны, к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего учреждения (ст. 182, 183, п. 3 ч. 3 ст. 185, ст. 185.1 и др. ГК РФ). С другой стороны, действия начальника исправительного учреждения, приравненные к действиям по нотариальному удостоверению, (удостоверение доверенностей и завещаний) не являются обязательными для исполнения представителями администрации ИУ. Законодательство лишь предоставляет право на их совершение, но не обязывает. Действующие нормативно-правовые акты не содержат требований к ИУ по предоставлению юридической помощи (нотариальных услуг) лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Задачей мест лишения свободы является только обеспечение осужденным возможности получения таких услуг, что закреплено в ч. 8 ст. 12, ч. 4 ст. 89 УИК РФ и п. 83, 103-107 Правил внутреннего распорядка ИУ Приказ МЮ от 03.11.2005 г. № 205. Исключением является положение ч. 2 ст. 53 ГПК РФ, где в императивном порядке зафиксировано, что для оформления полномочий представителя в гражданском процессе доверенности осужденных заверяются начальником ИУ, но вместе с тем такая доверенность может быть удостоверена и нотариусом. Если начальник исправительного учреждения отказывается заверять доверенность, необходимо вызывать нотариуса в ИК, что сопряжено с высокими дополнительными издержками для семьи осужденного.

Руководители исправительных учреждений не всегда в курсе требований законодательства к нотариальным действиям. Например, как правило, в доверенности указывается срок ее действия.

Важно! Если в доверенности не указан срок действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. При этом доверенность, на которой не указана дата ее совершения, является ничтожной (ст. 186 ГК РФ).

Важно! Доверенность, удостоверенная начальником исправительного учреждения, не может содержать условия передоверия. Передоверие в доверенности осужденного должно быть нотариально удостоверено. Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Правозащитники, адвокаты и стороны в сделках с участием осужденных, регулярно вынуждены требовать переделки юридически ничтожных доверенностей – что повышает временные и финансовые издержки.

Немаловажный момент для сделок с участием осужденных: лицо, которому выдана доверенность, по общему правилу представительства не может совершать сделки от имени выдавшего данную доверенность в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является. Поэтому при сделках с членами семьи требуется выписка нескольких доверенностей – что также усложняет получение финансовых услуг.

Чаще всего мотивом к совершению сделок, в которых осужденный выступает в качестве продавца, является беспокойство за сохранность оставшегося у него на свободе имущества, особенно в тех случаях, когда он не имеет близких родственников и друзей, способных обеспечить необходимый присмотр и заботу об имуществе. При продаже имущества деньги по указанию осужденного могут быть перечислены на его лицевой счет в уголовно-исполнительной колонии, внесены на существующий или специально открытый представителем депозит в банке. Отсутствие у осужденного возможностей для контроля создает существенные возможности для злоупотребления доверием или же завышения издержек на всех этапах реализации сделок.

Осужденный вправе через своего представителя осуществлять распорядительные акты, например, сделки купли-продажи, сдачи имущества внаем и т.п., за пределами исправительного учреждения.

Когда у осужденного к лишению свободы имеются родственники или другие близкие ему люди, проявляющие заботу о его имуществе, вопрос решается достаточно просто. Сложнее обстоит дело с одинокими осужденными. Кроме того, иногда даже и при наличии родственников между ними и заключенными могут возникать противоречия в отношении распоряжения имуществом.

1.2 Приставы.

Исполнительное производство регулируется Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г., Федеральным законом РФ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. и иными федеральными законами, установившими условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, постановлениями Правительства РФ по вопросам исполнительного производства.

 

Федеральная служба судебных приставов — это государственная организация, следящая за выполнением исполнительного производства по судебным решениям.

 

В обязанности судебных приставов входит в принудительном порядке взыскивать с должника долг или его часть в пользу взыскателя.

Также они имеют полное право ограничить выезд за границу, описать имущество, наложить арест на счета в любом банке до полной уплаты долга.

Приставы имеют также право являться к должнику без предупреждения, что они и делают.

Рекомендации при общении с приставами

Проверьте документы, удостоверяющие и утверждающие служебные полномочия, с подписью начальника управления и печатью;

Важно! В базе данных исполнительных производств поиск физических лиц производится по дате рождения, поэтому этой информацией легко могут воспользоваться мошенники, которые представившись приставами, под видом описи и изъятия имущества могут похитить ценные вещи.

Также должны присутствовать сами исполнительные документы, где указана фамилия должник на определенную сумму.

Не впускать судебных приставов к себе в дом не имеете права. Если этого не сделать, то могут просто «вынести» дверь и, причем, совершенно законно. Исключением является период времени с 22.00 до 6.00 утра. Кроме того, могут привлечь к ответственности за административное правонарушение по статье 17.8 КоАП (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава, находящегося при исполнении служебных обязанностей) и наложить на вас штраф. В крайнем случае, может быть возбуждено уголовное дело по статье 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). За такое нарушение положен не только штраф, но и обязательные работы на срок до 180 часов, либо к исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года.

Попытайтесь договориться. Судебные приставы идут на компромисс в виде отсрочек по платежам.

Следует знать, что согласно п.1. ст. 203 ГПК РФ Вы сами можете подать заявление в суд с просьбой об отсрочке или рассрочке платежа.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Обратите внимание! Судебные приставы не имеют права

Описывать:

Основное жилище, если оно является единственным, находящимся в собственности.

Предметы повседневного обихода, необходимые для нормальной человеческой жизни: одежда, посуда и др. (мобильный телефон в этот список не входит).

Имущество необходимое для работы, используемое в профессиональной деятельности. Например, кузнечный горн и наковальня, если вы кузнец.

То, что принадлежит не должнику, а, к примеру, родителям должника или другим членам семьи. Доказать это можно с помощью договоров купли-продажи, кассовых или товарных чеков.

Ему не разрешается проводить обыск (в том числе личный обыск граждан).

Он не вправе разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну и т.д.

В исполнительном производстве не существует понятия «срока давности». Существует понятие «срок предъявления» исполнительного документа к исполнению. Если исполнительный документ предъявлен — срок прерывается. После возвращения документа взыскателю — начинает течь вновь. Если исполнительные документ предъявлен судебному приставу для принудительного исполнения — он должен исполняться до тех пор, пока все изложенные требования не будут исполнены. А если документ был возвращен взыскателю без исполнения, а взыскатель в течение трех лет после этого его вновь предъявил — то исполнительный документ может сохранять свою силу бесконечно.

А это означает, что в случае освобождения из мест лишения свободы, человек, не расплатившийся по исполнительным листам (например, в случае если администрацией ИУ не было организовано производство или должник не работал по иной причине), продолжит уплачивать долги, т.к. его исполнительный лист будет переправлен из бухгалтерии ИУ вслед за ним в Службу судебных приставов – по месту регистрации освобожденного от наказания лица до полной выплаты по исполнительному листу.

УДО и возмещение материального ущерба

Статья 79. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

«Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания».

Порядок обращения в суд об условно-досрочном освобождении

В силу ст. 175 УИК с ходатайством об условно-досрочном освобождении в суд может обратиться

осужденный,

адвокат осужденного,

законный представитель осужденного

Ходатайство подается через администрацию исправительного учреждения.

Администрация ИУ в течение 10 дней обязана направить ходатайство в суд с необходимыми характеризующими материалами и со своим заключением о целесообразности условно-досрочного освобождения.

Важно! В ныне действующей редакции статьи возмещение частично или полностью причиненного ущерба, свидетельствующее о том, что осужденный демонстрирует стремление к исправлению во время исполнения наказания — является необходимым, но не достаточным условием УДО.

Раздел 2. Взыскание алиментов

2.1 Порядок взыскания алиментов

Законодательством предусмотрено, что осужденные, отбывающие наказания в тюрьмах, исправительных и воспитательных колониях, колониях-поселениях, лечебных исправительных учреждениях и других, не освобождаются от выплаты алиментов.

Важно! Обязанность содержать своего несовершеннолетнего ребенка сохраняется за осужденным родителем даже в том случае, если он лишен родительских прав.

Важно! Эта обязанность не снимается с родителя и в том случае, если в месте лишения свободы он не работает и не имеет заработка.

Порядок взыскания с отбывающего наказание зависит от того, имеется ли соответствующий исполнительный документ. Если отец (в более редких случаях мать) ребенка осужден(а), но исполнительного документа о взыскании алиментов нет, родители ребенка, один из которых осужден могут договориться составить алиментное соглашение. Роль нотариуса, удостоверяющего заключенное соглашение, в таком случае, выполняет начальник учреждения (см. комментарии в разделе 1.1. Дополнения 1), а бухгалтерия осуществляет удержание из заработка заключенного оговоренной в соглашении суммы.

Другой (общепринятый) способ оплаты алиментов — это взыскание в соответствии с судебным решением (по исполнительному листу). Выданный судом исполнительный документ представляется в бухгалтерию исправительного учреждения – самостоятельно либо через судебных приставов.

На основании полученного исполнительного документа бухгалтерия учреждения будет осуществлять алиментные выплаты. Согласно нормам УИК РФ, удержание алиментов производится из заработной платы, пенсии или другого дохода осужденного. Причем алименты подлежат первоочередному удержанию, лишь потом удерживаются налоги и обязательные отчисления, а также возмещаются расходы учреждения на содержание заключенного. Важно, что после удержания всех выплат, в распоряжении осужденного должно оставаться не менее 25% (а в некоторых случаях 50%) от суммы заработка. В случае если осужденный не получает заработной платы (или других доходов) в исправительном учреждении, за период отсутствия заработка у осужденного накапливается задолженность по алиментам, которую ему придется погашать после окончания заключения. Ввиду отсутствия заработной платы, размер задолженности будет рассчитан крайне невыгодным для должника способом: на основе средней заработной платы по региону проживания должника. Расчет задолженности по алиментам производится судебными приставами.

2.2 Гражданско-правовая ответственность плательщика при образовании задолженности (Неустойка за просрочку исполнения)

Срок давности по алиментам устанавливается для соблюдения режима перечисления денег в пользу получателя.

Нарушение срока может привести к начислению пени или к привлечению к административной ответственности.

Исковая давность по рассматриваемому вопросу регламентирована нормами ст. 107 СК РФ. Срок исковой давности по алиментам тесно связан с возрастом совершеннолетия. Взыскание в этом временном промежутке может производиться в любой удобный момент. Если иск первичный, то денежные выплаты могут быть рассчитаны за предшествующие три года. Более ранние периоды не могут охватываться по причине истечения периода исковой давности.

Если существует судебный акт или было оформлено соглашение об оплате алиментов, то алименты уплачиваются за весь срок без установки временных ограничений. Срок давности по уплате алиментов установлен для соблюдения платежной дисциплины в части финансирования потребностей детей и защиты их законных интересов. Точкой отсчета для начисления алиментных выплат выступает дата принятия искового заявления судебной инстанцией. Итоговая денежная сумма выплачиваемых алиментов зависит от количества детей. Допускается установление конкретного размера выплат или применение лимитов, установленных законодателем: 25 процентов заработной платы или иных трудовых доходов плательщика – максимум, введенный для одного ребенка; 33 процента – максимум, введенный для двоих детей; 50 процентов — максимум, введенный для троих и более детей.

2.3 Право на обращение в судебные инстанции с иском о частичном или полном освобождении от уплаты алиментного долга

Освобождение от уплаты задолженности по алиментам на детей возможно, как по соглашению взыскателя с должником, так и по решению суда. Освобождение от уплаты задолженности по алиментам на детей производится по решению суда при наличии оснований, перечисленных в ст.114 Семейного кодекса РФ.

Если алименты на ребенка (детей) уплачивались по письменному соглашению родителей, то и соглашение об освобождении от уплаты задолженности по алиментам должно заключаться в письменной форме.

Суд может освободить должника от уплаты образовавшейся задолженности (просроченных платежей и начисленной неустойки) как полностью, так и частично. Уважительными причинами могут быть признаны самые разные обстоятельства. В судебной практике не раз признавалась уважительной причина — нахождение в местах лишения свободы, если не было возможности там работать (документально подтвержденное).

Раздел 3. Уплата налогов (в том числе, транспортного, налога на имущество, земельного и т.д.) и последствия неуплаты

Осужденный к лишению свободы ввиду ограниченной правоспособности не всегда имеет возможность осуществлять текущие налоговые платежи. В частности, налоги по имеющемуся в собственности имуществу: по объектам недвижимости, транспортный, земельный налог.

Положения ст. 45 НК РФ гласят, что «налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах… Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок… Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом … требования об уплате налога».

Тем не менее, Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность получения отсрочки или рассрочки по уплате налога. Этот вопрос решается в каждом случае индивидуально, поэтому универсальной формулы получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога нет. Тот факт, что у гражданина нет средств для уплаты налоговых обязательств не может служить основанием для предоставления ему рассрочки по уплате налогов. Об этом говорится в письме Минфина России от 01.04.2009 № 03-02-08-23.

В пункте 2 статьи 64 НК РФ перечислены все основания для предоставления рассрочки.

Основания для предоставления рассрочки по уплате налогов

причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

непредставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также не перечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Соответственно, в положениях ст. 64 НК РФ нет прямого указания на лишение свободы в качестве прямого основания для получения отсрочки и/или рассрочки по осуществлению налоговых платежей. Однако, можно получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов по другому основанию: если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога (подп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Как разъяснил Минфин РФ в своем письме от 23.01.2009 № 03-04-0n5-01/20: если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой им суммы задолженности.

Налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России, которая в силу пп. 1 п. 1 ст. 63 НК уполномочена принимать решение об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, с просьбой о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога с предоставлением обосновывающих документов.

Кроме того, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов. (в ред. Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ).

Раздел 4. Коммунальные платежи и последствия неуплаты

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ «граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги».

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ от 06 мая 2011г. №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – Правила).

В пункте 86 Главы VIII Правил указанно, что «при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений…». Для получения перерасчета родственникам необходимо обратиться с заявлением о перерасчете в Управляющую компанию, ТСЖ или расчетный центр, осуществляющий начисление платежей с приложением документов, подтверждающих отсутствие зарегистрированного лица в жилом помещении. Таким документом является Постановление о вступлении приговора суда в законную силу, либо справка из мест лишения свободы.

Однако, по понятным причинам у осужденных и их родственников не всегда есть желание и возможность сообщать об обстоятельствах, повлекших отсутствие по месту регистрации. В пункте 96 Главы VIII Правил указанно, что «в случае, если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов…».

Также можно уменьшить коммунальные платежи путем подачи заявления зарегистрированного лица (заверенного у начальника исправительного учреждения) в территориальное подразделение ФМС о снятии его с регистрационного учета. Кроме заявления родственнику осужденного, осуществляющего подачу документов на снятие с регистрационного учета, потребуется Доверенность от осужденного, в которой будет отражены полномочия для представления его интересов в органах ФМС.

Альтернативным и наиболее разумным способом уменьшения коммунальных платежей в случае регистрации с осужденным к лишению свободы в одном жилом помещении является установка и регистрация приборов (счетчиков) учета.

Нередко осужденный к лишению свободы член семьи является единственным кормильцем в семье. В этом случае следует отметить, что в статье 159 Жилищного Кодекса РФ закреплено право граждан на субсидию на оплату коммунальных услуг .

Субсидия на оплату коммунальных услуг предоставляется при условии, что расходы гражданина на оплату ЖКУ превышают максимально допустимую величину в доле расходов семьи. Согласно нормам постановления Правительства РФ от 29.08.2005 № 541, максимальная доля расходов на оплату ЖКУ не должна превышать 22% из совокупного дохода одной семьи.

Если семья имеет средний доход в размере ниже прожиточного минимума, максимальная сумма расходов снижается согласно поправочному коэффициенту.

Возможность получить субсидию на оплату коммунальных услуг и жилья вправе следующие категории граждан:

лица, пользующиеся жилыми помещениями из государственного фонда жилья;

граждане-наниматели квартир из частного фонда;

участники жилищных кооперативов;

собственники жилых площадей.

Субсидия не может быть оформлена в отношении гражданина, если он:

имеет задолженность по оплате коммунальных услуг;

заключил соглашение по погашению долга по коммунальным платежам;

является иностранцем и международное соглашение РФ не предусматривает возможности предоставления субсидии.

Компенсация квартплаты рассчитывается государственными органами исходя из региональных стандартов жилой площади.

Размер субсидии определяется помесячно по установленной законодателем формуле. При этом итоговая сумма не может превышать фактических расходов на коммунальные услуги.

В течение периода поступления субсидии ее получателю потребуется предоставлять в государственный орган документы, подтверждающие размер оплаты услуг. Такие бумаги следует подавать не позднее 10 дней с момента истечения срока выдачи субсидии.

Если размер выплаченной субсидии превысил реальные расходы на оплату коммунальных и жилищных счетов, производится возврат средств.

Перечисление денежных средств в рамках субсидии происходит, как правило, путем зачисления на лицевой счет заявителя или выплаты в кассе банка. Средства поступают на банковский счет до 10 числа каждого месяца, следующего за истекшим.

Средства, поступающие на счет заявителя как субсидия, не облагаются НДФЛ. Граждане, получившие субсидию, могут оплачивать с ее помощью любые счета по жилищно-коммунальным услугам.

Раздел 5. Заработная плата

5.1. Размер начислений заработной платы на лицевой счет осужденных при наличии удержаний

Важно! Особенностью получения доходов осужденными, является то, что осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены. Возмещение стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце (Ст. 99 п. 4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы»).

При этом, на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, — не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (Статья 107 п.3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы»).

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (Ст. 107 п.3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы»). Взыскание алиментов в этом случае не отражается на доходах осужденного – минимальные 25% положенные по закону ему (или ей) гарантированы.

Для осужденных пенсионеров действуют особый порядок возмещения расходов. Из дохода может быть удержано не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии. В определении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2008 г. № 552-О-П, возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российской Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения, поскольку пенсии предоставляются гражданам в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода (ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Для осужденных, которые привлекаются к труду только по их желанию, а также для наименее социально защищенных категорий осужденных уголовно-исполнительное законодательство устанавливает льготный минимум, зачисляемый на лицевой счет независимо от всех удержаний.

Так, осужденным мужчинам старше 60 лет, осужденным женщинам старше 55 лет, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетним осужденным, осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительного учреждения, на лицевой счет зачисляется не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

5.2 Условия труда. Продолжительность отпуска. Учет отработанного времени. Зачет в общий трудовой стаж

Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Глава 14, Статья 104. Условия труда осужденных к лишению свободы

1. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

2. С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.

3. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.

Важно! При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд.

4. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса. Время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

5. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней.

Раздел 6. Социальные выплаты (пенсии, субсидии, выплаты по безработице)

6.1 «Соцпакет» при освобождении из МЛС (бесплатный проезд к месту жительства, деньги на питание, одежда по сезону и т.д.)

В соответствии с п. 3. ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при освобождении из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения (ИУ) обязана выдать осужденному:

принадлежащие ему вещи и ценности,

средства, хранящиеся на его лицевом счете,

личные документы и ценные бумаги,

документы об освобождении осужденного от наказания,

документы о его трудовой деятельности.

Важно! При отсутствии в личном деле заключенного паспорта администрация ИУ обязана заблаговременно до освобождения принять меры по получению паспорта заключенным.

В соответствии со статьей 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (пункт 4) паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению.

В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации бывшим заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется право на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, которое включает в себя:

Право на жилье;

Право на трудоустройство;

Право на иные виды социальной помощи, в том числе:

на бесплатный проезд к месту жительства,

на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда,

на обеспечение одеждой за счет государства при отсутствии у осужденного необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение,

на дополнительную помощь больным заключенным, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним заключенным, инвалидам, престарелым, беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей.

обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией исправительного учреждения, исполняющего наказание.

величина единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы составляет 850 рублей (Постановление Правительства РФ от 25.12.2006 N 800). Дополнительно освобождающимся осужденным оплачивается проезд в общих жестких вагонах, в каютах 3 класса пароходов. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. Если на данном направлении нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденный получает билеты на воздушный или автомобильный транспорт.

осужденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами на время пути. На ребенка выдается питание и один комплект белья, одежды и обуви по сезону.

осужденные освобождаемые из ИУ на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205).

осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц.

Статьей 180 УИК РФ предусмотрена обязанность администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных. Реальное исполнение этих положений на практике весьма затруднительно.

6.2 Право на государственное пенсионное обеспечение по старости, по инвалидности, потере кормильца и т.д. для осужденных

Государственное пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы впервые в России закреплено в статье 98 действующего Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ.

Осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины — 55 лет), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. В соответствии с Порядком оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию осуществляется администрацией учреждения.

Для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий, а также определяются лица, ответственные за подготовку документов в службах исправительного учреждения.

Ответственный представитель исправительного учреждения осуществляет подготовку необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения.

Представитель исправительного учреждения получает в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, пенсионное удостоверение осужденного, которое хранится в личном деле осужденного и выдается ему на руки в день освобождения.

С представителями исправительных учреждений по вопросам, связанным с назначением (перерасчетом) и выплатой государственных пенсий, проводятся консультации специалистами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

При назначении государственной пенсии кроме документов, необходимых для назначения данного вида пенсии, во всех случаях администрацией исправительного учреждения представляется паспорт осужденного и справка о нахождении осужденного в исправительном учреждении. Подготовка, оформление и представление документов к назначению пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется в соответствии с установленными требованиями.

Оформление же пенсий по инвалидности осуществляется после признания осужденного инвалидом. В случае освобождения из исправительного учреждения осужденного, у которого не истек срок установления инвалидности, справка МСЭК выдаётся ему на руки. Для обеспечения выплаты назначенных пенсий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, производит перечисление полагающихся сумм на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. А бухгалтерия учреждения в трехдневный срок зачисляет на лицевые счета осужденных пенсии, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

При привлечении осужденного к оплачиваемому труду, а также при выяснении других обстоятельств, влияющих на размер пенсии, администрация учреждения также информирует орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы — пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета. И после того, как будут собраны и оформлены все необходимые документы, отбывший наказание пенсионер снова будет получать пенсию.

6.3 Пособие по безработице. Размер пособия. Удержания (алименты, материальный ущерб и т.д.)

По прибытии к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, должен обратиться в центр занятости.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, которые достигли 16-летнего возраста, зарегистрированы в органах службы занятости и имеют статус безработного. Пособие выплачивается вплоть до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осужденного за время отбывания наказания, но во всяком случае он не может быть меньше установленной минимальной заработной платы. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца. Вместе с тем пособие не может превышать средней заработной платы данного лица за последний год.

Если безработный по решению суда обязан выплачивать алименты на содержание детей или возмещать ущерб по исполнительному листу, либо у него в соответствии с таким исполнительным листом должны быть другие удержания, все они производятся из пособия по безработице на общих основаниях.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена на срок до трех месяцев, или его размер может быть сокращен органами службы занятости по основаниям, перечисленным в законе.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым (утратой статуса безработного);

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

переезда безработного в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии;

отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

смерти безработного.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин, предусмотренных законом;

явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного — со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

6.4 Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поисках работы, и оказание им материальной поддержки

Гражданам, освобожденным, в том числе условно-досросчно, из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, испытывающим трудности в поиске работы, при обращении в  государственную службу занятости предоставляются все государственные услуги,  предусмотренные Законом РФ “О занятости населения в Российской Федерации”.

Партнерами службы занятости в организации временной занятости являются организации всех форм собственности, любого вида экономической деятельности.

Граждане, трудоустроенные в рамках мероприятий по временному трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, получают заработную плату, определенную срочным трудовым договором, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. Кроме того, дополнительно к заработной плате, выплачиваемой работодателем, им может выплачиваться материальная поддержка в размере минимального пособия по безработице.

Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой. Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Виды временных работ:
бытовое обслуживание населения;

делопроизводство;

социальная работа;

благоустройство и озеленение территорий;

общественное питание;

здравоохранение;

другие виды трудовой деятельности.

Порядок действий для получения помощи в трудоустройстве:

Безработный гражданин:

лично обращается в центр занятости населения;

заполняет форму бланка заявления-анкеты или выражает письменное согласие на предложение работника центра занятости населения (далее Работник ЦЗН) о предоставлении государственной услуги по временному трудоустройству;

предоставляет необходимые документы.

Документы, необходимые для получения безработными гражданами государственной услуги по организации временного трудоустройства:

паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

документы, удостоверяющего личность лица без гражданства, — для лиц без гражданства;

трудовая книжка или документ, ее заменяющий, кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);

индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке — для граждан, относящихся к категории инвалидов;

приказ центр занятости о признании гражданина в установленном порядке безработным.

Другие способы поддержки

Система Быстрых Платежей

Банковский перевод

Наименование организации: Благотворительный Фонд помощи осужденным и их семьям
ИНН/КПП 7728212532/770501001
Р/с 40703810602080000024 в АО «АЛЬФА-БАНК»
БИК 044525593, к/с 30101810200000000593
Назначение платежа: Пожертвование

Криптовалюты

Bitcoin

1DxLhAj26FbSqWvMEUCZaoDCfMrRo5FexU

Ethereum

0xBb3F34B6f970B195bf53A9D5326A46eAb4F56D2d

Litecoin

LUgzNgyQbM3FkXR7zffbwwK4QCpYuoGnJz

Ripple

rDRzY2CRtwsTKoSWDdyEFYz1LGDDHdHrnD

Новости