Минюст хочет сократить сроки производства судебных экспертиз за счет пересмотра их методик

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила для рассмотрения на заседании кабинета министров законопроект, направленный на сокращение срока производства и повышение качества судебных экспертиз, сообщила сегодня утром правительственная пресс-служба.

Как отмечают разработчики этого документа из Минюста России, анализ практики применения ФЗ «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» показал наличие целого ряда правовых коллизий и технико-юридических несоответствий. По действующему законодательству судебные экспертизы производятся государственными судебными экспертами и иными экспертами, обладающими специальными знаниями. Какого-либо механизма оценки объема и качества этих знаний для лиц, не работающих в государственных судебно-экспертных организациях, законодательством не предусмотрено. Отсутствие законодательно закрепленных критериев оценки компетентности данных лиц, достоверности используемых экспертных методик и их научной обоснованности вызывают у правоприменителей объективные сложности в принятии обоснованных решений. Как правило, отмечает Минюст, такая ситуация разрешается назначением повторной экспертизы в государственные судебно-экспертные учреждения, что значительно увеличивает сроки судопроизводства.

Законопроектом предусматривается определить правовую основу, принципы судебно-экспертной деятельности в РФ и порядок ее осуществления в соответствующем судопроизводстве. Устанавливается, что государственными судебно-экспертными организациями являются специализированные организации и экспертные подразделения федеральных органов государственной власти, уполномоченных в области судебно-экспертной деятельности. Негосударственными судебно-экспертными организациями признаются некоммерческие организации, к основным видам деятельности которых относится судебно-экспертная деятельность.

Предлагается установить, что в качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт или иной эксперт, соответствующий требованиям, предъявляемым к физическим лицам для занятия судебно-экспертной деятельностью. Предусмотрены положения о лицах, которым не может поручаться производство судебной экспертизы.

Вводятся профессиональные требования к руководителю судебно-экспертной организации (подразделения). Определены механизмы сертификации компетентности судебного эксперта, которые являются обязательными для государственных судебных экспертов и добровольными для лиц, не являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций (подразделений). Вместе с тем получение сертификата компетентности судебного эксперта является обязательным условием для внесения сведений о судебном эксперте в Государственный реестр судебных экспертов, с учетом ограничений по раскрытию сведений о государственных судебных экспертах. Предусматривается, что порядок сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, в том числе внеочередной сертификации, порядок выдачи, отказа в выдаче, приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности, а также форма сертификата компетентности будет устанавливаться Правительством РФ.

Законопроектом вводятся механизмы валидации (оценка пригодности) методических материалов и сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы. Порядок валидации и сертификации методического обеспечения будет устанавливаться Правительством РРФ.

Положения законопроекта не распространяются на судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертные учреждения (подразделения), деятельность которых будет осуществляться в соответствии с ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Право.Ру

Tagged , , .