Ольга Подоплелова: Написала пост в канал о конституционном правосудии, но думаю, его и здесь нужно продублировать. В нём ссылки на порталы по международному праву и небольшой разбор того, почему по внутреннему закону российских войск в Украине быть не должно.
«Дорогие друзья, знаю, что вы подписаны на канал, чтобы читать о КС России. Но конституционное правосудие не существует в вакууме, и мы, уверена, ещё столкнёмся в его работе с последствиями войны, развязанной политическим руководством России.
Отдавая дань тематике канала, хочу напомнить мнение судьи В.О. Лучина к постановлению КС 1995 года по делу о конституционности указов Бориса Ельцина о «восстановлении конституционного порядка» в Чечне, послуживших основанием для введения в республику федеральных войск: «Конституционный строй, замешанный на крови, людском горе и бедах, как дорога, не ведущая в храм, теряет свое основное предназначение — служить Человеку.»
Увы, эрозия и уничтожение конституционного строя России, определённого первой главой Конституции 1993 года, происходит уже давно. Мы не смогли вовремя распознать и отреагировать на угрозу авторитаризма, закономерным итогом которого стало развязывание агрессивной войны. В комментариях выложу любопытный чек-лист от политологов Гарвардского университета – Стивена Левицки и Даниэля Зиблатта – о том, как выявить потенциальных автократов на подступах к власти.
Все сейчас пристально следят за новостями из Украины, но как юристы, мы заинтересованы и в правовом анализе происходящего. Аналитические материалы уже начинают выходить на портале EJIL:Talk! и Opinio Juris. Если есть какие-то порталы, за которыми вы тоже следите, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Хочу подчеркнуть, что военные действия России в Украине – преступление не только по международному, но и по российскому праву (статья 353 УК РФ). И вообще использование вооружённых сил за рубежом также достаточно чётко регулируется несколькими законами. Есть исчерпывающий перечень случаев, когда это возможно, и ни один из случаев не относится к тому, что мы наблюдаем сейчас.
Статья 2 Федерального закона от 23 июня 1995 года № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Российские военные могут быть направлены за рубеж:
— для участия в операциях по поддержанию мира и других мерах, предпринимаемых:
- Совбезом ООН в соответствии с Уставом ООН,
- региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений России,
- на основании международных договоров Российской Федерации и не являющихся согласно Уставу ООН принудительными действиями;
— для участия в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил, осуществляемых по решению Совбеза ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии.
Пункт 2.1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне». Российские вооружённые силы могут использоваться за пределами территории России для решения следующих задач:
- отражение вооруженного нападения на формирования ВС РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории России;
- отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к России с соответствующей просьбой (здесь, конечно, хочу заметить, что признание Россией ДНР и ЛНР не делает эти территории государствами);
- защита граждан России за пределами территории России от вооруженного нападения на них;
- борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
Пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». За пределами территории России её ВС могут применяться для пресечения международной террористической деятельности.»