Юля родилась в 2009 году в колонии в поселке Явас в республике Мордовия. Судьба ее складывалась как и почти у всех детей, родившихся на зоне — до трех лет один час в день с мамой, затем ее ждал детдом, и неизвестно, заберет ли ее потом мама, когда выйдет на свободу.
Юлину маму Аню на зоне заметила режиссер Наталья Кадырова, когда она снимала фильм «Анатомия любви» — о судьбе детей, родившихся за решеткой. Наталье удалось уговорить администрацию колонии на время съемок перевести Аню с Юлей на режим совместного проживания. Сейчас такая возможность есть только в нескольких колониях, при этом надо очень постараться угодить начальству, чтобы маме разрешили жить с ребенком, а не видеться на один-два часа в день. То есть женщина не кормит ребенка сама, не одевает его, только час прогулки. Конечно, у многих женщин, которые попали за решетку, не очень развит материнский инстинкт, мало кто из родившихся за решеткой детей потом попадает домой вместе с мамой.
Сама Аня никогда не собиралась добиваться совместного проживания со своей дочкой. В начале съемок она жаловалась, что она не умеет общаться с Юлей, не умеет за ней ухаживать. Но за два года, как это можно видеть в фильме, Аня всему научилась. А потом — заканчиваются съемки фильма, Юлю разлучают с мамой и отправляют в детский дом при колонии, пока ей не исполнилось трех лет. Что дальше? У Ани есть родственники, но они не навещают ее и Юлю и никак не интересуются судьбой ребенка. Достаточно сказать, что родственники были в колонии один раз — их привезла и увезла съемочная группа. Ребенка в три года ждет детский дом, а мама сидеть еще 6 лет, при этом неизвестно, захочет ли и сможет ли Аня забрать девочку домой, когда сама выйдет на свободу. В общем, фильм заканчивается очень трагично.
Но судьба Юли повернулась самым неожиданным образом. На презентацию фильма «Анатомия любви» в «Русь Сидящую» пришла Наташа Кудрявцева. Она познакомилась с Ольгой Романовой и «Русью Сидящей», когда началось протестное движение: «Я посмотрела фильм, тут же позвонила Наташе Кадыровой: «где ребенок? Я хочу взять Юлю». У меня уже есть одна приемная дочка, так что есть и опыт. Приемной дочке Наташе на тот момент было 14 лет». Наталья Кудрявцева взяла первую девочку потому, что она была дочерью ее дальнего родственника, который оказался за решеткой — тоже тюремная история. В семье сразу согласились с желанием Натальи взять еще одного ребенка. Она отправилась в опеку, где искренни изумились: «зачем вам второй ребенок?» Премьера фильма была в конце апреля 2012 года, в мае Наталья собрала все необходимые документы и подала их в органы опеки, в конце сентября уже забрала Юлю из колонии. Как раз 5 сентября девочке исполнилось три года, ее ждал детский дом и с большой вероятностью сломанная судьба. Мама Юли Аня не возражала. Наташа объяснила ей: «ты не бойся, я не забираю Юлю насовсем, когда ты выйдешь, ты в любой момент сможешь взять ее к себе».
Тюремный ребенок
Наталья вспоминает, что Юля была совсем неразвитой для своих трех лет, увидев корову, она в изумлении сказала: «Собака». Девочка плохо говорила, плохо спала, у нее случались истерики и она билась головой. Чтобы успокоиться, Юля садилась и начинала раскачиваться — ни мама, ни воспитатели в детском доме при колонии никогда ее не баюкали. Как позже объяснил Наташе невролог, в колонии, скорее всего, девочке давали какие-то сильнодействующие и дешевые, а потому примитивные седативные средства. Поэтому первое время Юля не реагировала на детские успокаивающие микстуры.
Юля не понимала, что у нее могут быть свои игрушки: «Это мое? Ты мне насовсем даешь?» Там, в колонии, игрушки выдавали ненадолго и забирали обратно. Как рассказывает Наташа, Юля очень реагировала на мужчин — в женской колонии она их просто не видела. Первое время Юля постоянно ела и пила, видимо, ей просто мало давали пить.
В первый день, когда Юлю привезли домой, ровно в два часа дня она пошла и легла в свою кровать. «Так продолжалось несколько дней, пока она не начала спать, когда захочет», — рассказывает Наташа.
Юля прожила у Наташи почти год, пока сестра сидящей в тюрьме Ани Лена не решила забрать девочку к себе, в деревню в Рязанской области, откуда они обе родом. Как объясняет Наташа, фильм «Анатомия любви» вышел на Первом канале, видимо, это и повлияло на желание Лены, чтобы ее племянница жила с ней.
На свободу
Ане сейчас 27 лет, она сидит за убийство, срок — 9 лет и 4 месяца. Вот как она сама рассказывала об этом Наташе: во время очередной вечеринки (а Аня этим увлекалась), к ней начал приставать ее бывший одноклассник, которого она не переносила еще со школы. Аня схватила нож и ударила его. Говорит, что не ожидала, что нож так легко войдет в тело. Бывший одноклассник умер на месте. Аня говорит, что она была пьяна и не отдавала себе отчет в том, что делает.
Кроме Юли у Ани был другой ребенок, старший сын. Когда он был еще младенцем при не до конца выясненных обстоятельствах мальчик был травмирован, у него была повреждена нога. В результате Аню лишили родительских прав, ребенка забрали в детдом. Но ему повезло, еще до принятия «закона подлецов» мальчика усыновили в Америку.
Итак, сейчас Аня собрала все необходимые документы и подала на условно-досрочное освобождение. Если все будет хорошо, освободить ее могут в конце лета — начале осени. Проблема в том, что возвращаться Ане некуда — дом, в котором она прописана, просто руина. Уж с ребенком там жить точно нельзя. Наташа Кудрявцева будет следить за судьбой Юли и помогать ей. Наташе и Юле будет помогать и «Русь Сидящая».
Текст: Кирилл Михайлов