01 февраля 2011 года Люберецкий городской суд вынес приговор Зайцеву М.А, признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначил наказание в виде 7 лет лишения свободы. После подачи кассационной жалобы, постановлением судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда приговор Люберецкого городского суда изменил наказание на срок 6 лет 10 месяцев. В рассмотрении надзорной жалобы, направленной в Президиум Московского областного суда, было отказано.
Обстоятельства дела следующие:
Согласно предъявленного обвинения Зайцев М.А. совершил преступление при следующих обстоятельствах: «06 сентября 2008 года в период времени с 00 часов 50 минут по 01 час 02 минуты, я, находясь у д. 20 по ул. Лесная, гор. Дзержинский МО, в ходе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений с ранее знакомым Милениным А.Е., нанес ему один удар кулаком в область челюсти, после чего нанес один удар имеющимся при себе ножом в область грудной клетки, причинив телесные повреждения, которые впоследствии стали причиной смерти потерпевшего».
Однако, Зайцев М.А. не совершал данного преступления. И в ходе предварительного и судебного следствия вина не была доказана.
Уголовное дело возбуждено 06 сентября 2008 года. Позже оно было закрыто за недоказанностью вины Зайцева, однако, в 2010 году данное уголовное дело было вновь открыто.
Зайцев действительно встречался 5 сентября с Милениным, который одолжил ему скутер, чтобы покататься. Не сумев вечером 05 сентября 2008 года вернуть скутер Миленину, он пришел к нему домой утром 06 сентября, где и узнал о случившемся от сестры пострадавшего. Там же, в квартире потерпевшего, Зайцев был взят под стражу сотрудниками милиции.
С 08 по 09 сентября 2008 года Зайцев находился под стражей, и там на него со стороны сотрудников Дзержинского ГОМ УВД по Люберецкому муниципальному району было оказано физическое и психологическое давление – Зайцев двое суток подвергался издевательствам, физическому избиению, находился без пищи и воды и без нормальных человеческих условий. В результате, не выдержав и потеряв силу воли, он был вынужден дать показания, которые требовали сотрудники правоохранительных органов. По неграмотности в сентябре 2008 года, после освобождения и избрания меры пресечения в виде подписки о невыезде Зайцев не стал обращаться в медицинское учреждение, а пролежав дома в течении 3-х дней с гематомами и ссадинами, вышел на работу. Проверка органами следствия по факту давления на Зайцева со стороны сотрудников правоохранительных органов была проведена лишь спустя 2 года с момента получения сведений о совершенном преступлении. А постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено лишь осенью 2010 года.
В 2008 году следствием были получены свидетельские показания (11 человек), которые указывают на то, что Зайцев М.А. в момент совершения преступления (в период с 00 часов 50 минут по 01 час 02 минут 06 сентября 2008 года) находился совершенно в другом месте. Однако, в 2010 году следствие провело повторные допросы свидетелей, и они, спустя 2 года с момента событий, уже не смогли подробно до минут рассказать, когда и где они видели Зайцева. Однако, суд принял во внимание именно показания свидетелей от 2010 года. К тому же суд делает вывод, что все свидетели в конечном итоге могли согласовать время, так как дружны между собой и могли дать показания о непричастности Зайцева к инкриминируемому преступлению.
В ходе проверки мобильных соединений было установлено, что в 00 часов 46 минут 14 секунд 06 сентября 2008 года Зайцев находился на значительном отдалении от места совершении преступления и физически не мог успеть оказаться рядом с потерпевшим в период совершения преступления.
По уголовному делу были проведены судебные экспертизы на предмет обнаружения пятен крови и сопоставления этих пятен с кровью потерпевшего и подсудимого. Ни одна из проведенных следствием по уголовному делу экспертиз, не подтверждает виновность Зайцева. Изъятая кровь не совпадает с его кровью.
В качестве доказательства, подтверждающие вину Зайцева, суд указывает показания свидетеля Башина А.А. Из его показаний следует, что он, возвращаясь на своем автомобиле домой у д. 20 по ул. Лесная гор. Дзержинский увидел двух дерущихся молодых людей, в одном из которых он узнал своего соседа Миленина. Поставив автомобиль на стоянку и возвращаясь, на асфальте он увидел лежащего в крови Миленина с телесными повреждениями. Посторонних лиц вокруг не было. В первом допросе у следователя в 2008 году он указывает рост второго дерущегося, как примерно 165 см, на вид 20 – 22 года, худощавого телосложения, волосы светлые длинные прямые, лицо вытянутое с острым подбородком, одет в белые джинсы, тонкий шерстяной свитер. Однако при повторном допросе он уже описывает приметы второго дерущегося молодого человека: рост примерно 170 – 180 см, нормального телосложения, волосы светло-русые примерно до уровня глаз, лицо овальной формы, одет в светлые брюки, белую олимпийку на молнии, что как раз подходит под описание Зайцева. В ходе опознания свидетель Башин А.А. среди предъявленных лиц опознал Зайцева по куртке светлого цвета, светлым джинсам, телосложению, волосам. Он так же пояснил, что по чертам лица Зайцева опознать не может, так как его лица не видел.
С уважением,
Ольга.