В слушаниях, которые провел Комитет СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, участвовали представители органов законодательной власти, Минюста России, государственных правозащитных институтов и общественных организаций, адвокатского сообщества. Значительное внимание было уделено вопросу о том, как обеспечиваются трудовые права заключенных.
В силу ст. 55 Конституции РФ права заключенных, в том числе трудовые, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но дефекты законодательного регулирования ведут к необоснованным ограничениям их трудовых прав. К этому добавляются нарушения прав заключенных со стороны администраций исправительных учреждений.
Недостатки правового регулирования подробно проанализировала Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, предложив усовершенствовать нормативно-правовую базу.
Законодательное регулирование труда лиц, лишенных свободы, устанавливается УИК РФ, Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ТК РФ. Причем УИК РФ содержит положения, противоречащие нормам как других федеральных законов, так и его собственным.
Элла Александровна привела в пример внесенное в 2007 г. в абзац ч. 1 ст. 103 УИК РФ дополнение о том, что администрация исправительного учреждения обязана привлекать заключенных к труду «исходя из наличия рабочих мест». Из анализа совокупности правовых норм, регулирующих организацию их труда, следует, что трудоспособные осужденные должны быть обеспечены работой (рабочими местами) без каких-либо исключений. Таким образом, их право на труд необоснованно ограничивается.
Приведенный пример показателен и с другой точки зрения: право заключенных на труд является одновременно обязанностью большинства из них (УИК содержит закрытый перечень категорий осужденных, для которых труд не обязателен), т.е. данная норма ч. 1 ст. 103 УИК РФ означает, что администрация может по своему усмотрению освобождать их от одной из установленных законом обязанностей. К тому же трудовая адаптация дает возможность осужденным, не имеющим профессии, приобрести трудовые навыки, благодаря чему у них появляются шансы найти работу после освобождения.
Элла Памфилова предложила снять противоречия в законодательстве, исключив упомянутое положение из УИК, и подумать о том, можно ли восстановить предусмотренное действовавшей ранее редакцией ст. 103 УИК РФ право заключенных вести предпринимательскую деятельность.
УИК критиковали не только Уполномоченный по правам человека, но и другие участники слушаний, в том числе председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. По его словам, кодекс нуждается в коренном реформировании и Павел Крашенинников, глава Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддержал идею подготовки нового УИК.