Заявление об изменениях в законе о реабилитации жертв политических репрессий

Заявление Благотворительного фонда помощи осуждённым и их семьям в отношении законопроекта о внесении изменения в статью 13 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий»

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещён проект федерального закона «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий”». Указанный проект подготовлен Минстроем России во исполнение Постановления Конституционного Суда от 10 декабря 2019 года № 39-П о праве жертв политических репрессий возвратиться в те города, где они проживали до репрессий. Конституционный Суд в этом постановлении принципиально высказался против идеологии «остаточного принципа» обеспечения таких граждан жильём. Он указал, что на федеральном законодателе лежит обязанность упразднить усмотрение регионов в этом вопросе и самостоятельно урегулировать порядок предоставления жилья, включая условия и очерёдность. При этом государство, согласно подходу Конституционного Суда, должно возместить жертвам репрессий вред «на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала», что подразумевает необходимость резервирования для этого средств федерального бюджета.

Благотворительный фонд помощи осуждённым и их семьям изучил проект федерального закона. Как организация, к уставным целям деятельности которой, среди прочего, относятся содействие распространению принципов законности, гуманизма и уважения прав человека, а также оказание помощи жертвам репрессий, Фонд с сожалением констатирует, что поправки в текущем виде являются лишь формальной имитацией исполнения решения Конституционного Суда, а право жертв политических репрессий вернуться на прежнее место жительства – рискует остаться фикцией.

Так, проект федерального закона сохраняет положение о том, что реабилитированные лица и члены их семей будут «приниматься на учёт и обеспечиваться жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации». Законопроект также позволяет региональным органам власти продолжать обеспечивать жертв политических репрессий жильём в порядке очерёдности принятия таких лиц на общий жилищный учёт, не конкретизируя «условия и очерёдность» обеспечения жильём вопреки позиции Конституционного Суда. Более того, из пояснительной записки к проекту следует, что реализация закона «не потребует дополнительных расходов федерального бюджета».

В этом смысле подход Минстроя России фактически полностью воспроизводит регулирование, по поводу которого было вынесено знаковое постановление Конституционного Суда. Он обесценивает саму идею устранения последствий произвола и обеспечения посильной компенсации материального ущерба, декларируемой в преамбуле Закона о реабилитации жертв политических репрессий. На практике это будет означать, что советская ссылка затянется для них навечно – уже силами нынешней власти.

В связи с этим Фонд призывает:

Минстрой России – переработать проект федерального закона в духе уважения прав жертв политических репрессий и в полном соответствии с постановлением Конституционного Суда, привлекая к доработке представителей гражданского общества (в том числе представителей заявительниц, обратившихся в Конституционный Суд, а также членов Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека);

Общественную Палату Российской Федерации – предоставить площадку для открытого обсуждения проекта федерального закона и пригласить к участию представителей заинтересованных органов государственной власти (Государственной Думы, Совета Федерации, Минстроя России, Минюста России, Минфина России), а также представителей гражданского общества.