Школа общественного защитника. День третий

Так и у нас двое лекторов по независящим от их воли причинам не смогли быть на занятиях (и их лекции перенеслись на следующий день), и вместо разбора протоколов судебного заседания и работы над приговором перед апелляцией были две очень важные, но неожидавшиеся лекции о фото- и видеодоказательствах и освещении процесса в СМИ.

Первую читал наверное лучший на сегодня специалист и одновременно защитник Дмитрий Борко: на нем как на профессиональном фото и видео-корреспонденте лежал основной груз работы с такого рода материалами на процессе по делу «6 мая». И то, с какой скрупулезностью и вниманием к деталям как технического, так и процессуального характера было рассказано об этом виде доказательств, плохо регламентированном законом, но стремительно приобретающим всё больший вес в судебной практике, право же, сделало бы честь любой престижной профессиональной лекционной площадке. Вместе с тем, все эти тонкости были изложены очень просто и понятно, с особым акцентом на возможности и обязанности именно общественного защитника по их поиску, приобщению и анализу. И, судя по вопросам слушателей, лекция достигла своих целей – настолько по существу были вопросы. А советы по «легализации» и удостоверению добытых защитой видео и фото материалов, думаю, вообще надо в качестве внутрикорпоративной (защитников и адвокатов) методической инструкции публиковать.

ШОЗ 03 02-2

Второй лекции как лекции, строго говоря, не было – вместо нее было панельное обсуждение роли СМИ в освещении судебного дела и судебного процесса и контактов защитников с журналистами. Вели его Дмитрий Борко и Сергей Шаров-Делоне – у ведущих уже накопился богатый опыт как успешного, так и негативного свойства. Особенно подчеркивалась роль общественной огласки в заказных процессах – едва ли не единственному действенному аргументу, если не мешающему выносить заведомо неправосудные решения, то хотя бы затрудняющему их вынесение. При этом речь шла не только о традиционных СМИ – радио, телевидении или газетах-журналах, но и о личных блогах и страницах защитников в социальных сетях: если дело приобретает общественный резонанс, такие страницы и блоги защитников приобретают характер целевых СМИ и по посещаемости, и по ответственности авторов. Вообще, тема ответственности в общении со СМИ звучала столь часто, что впору было подумать, что присутствовашие на занятии готовились принимать Клятву Гиппократа! Увы, это говорит не только о сложности и неоднозначности самой темы предания публичной огласке и комментирования процесса, но и о профессиональном уровне и добросовестности многих СМИ. Не всех – есть замечательные журналисты и издания. Но, еще раз увы! – очень многих.

Рабочий день школы увенчался занятием, которое вел прекрасный адвокат Сергей Панченко. Оно было посвящено защите после суда и апелляции, тогда, когда в защите нуждаются уже осужденные, отбывающие свой срок к колониях. Это и защита их прав в местах лишения свободы, и осуществление права на Условно-досрочное освобождение (УДО). Сергей Панченко не присутствовал на предыдущем занятии, но прежде разговора по основной теме, он просто-таки подхватил тему этических и моральных оснований защиты: его первые слова были об ответственности защитника по отношению к подзащитному, о принципе «не навреди» — так важен этот вопрос. Потому что вместе с немалыми правами любой, становящийся защитником, принимает на себя груз ответственности за судьбу подзащитного. И никогда нельзя забывать простую истину: за наши ошибки, недоработки, «неаккуратности» сидеть ему, а не защитнику… А дальше – снова подробный, с вниманием к деталям рассказ о помощи в ИК, о подготовке к УДО, и о той роли, которую здесь может (а значит, должен) играть общественный защитник. И о тех, на первый взгляд, несущественных мелочах в действиях защиты, из которых складываются условия существования подзащитного в зоне – хоть как-то человеческих или вовсе невыносимых.

ШОЗ 03 02-3

Тема, вроде бы еще очень отдаленная для будущих еще защитников – суд у нас не скор. Но, опять же судя по вопросам, слушатели уже вполне «вошли» в тему –пустых или простых вопросов не было. Так что слушатели, похоже, подобрались на славу. Глядишь, и выяснится, что не зря Школу затевали.

Текст: Сергей Шаров-Делоне