Автор — Сергей Доценко
На сайте мэра Москвы размещена информация о том, что для контроля соблюдения пропускного режима при поездках на автомобиле будут задействованы камеры фотовидеофиксации нарушителей ПДД и дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции. Штраф за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции с использованием транспортного средства предусмотрен п. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы и п. 4 ст. 3.6 КоАП Московской области.
Владельцы автомобилей изначально при введении цифровых пропусков должны были вносить данные о номере автомобиля в электронный пропуск. После принятия соответствующих изменений это нужно будет делать за 5 часов до начала первой поездки. При этом сама формулировка «автомобили, не включённые в цифровые пропуска, будут автоматически считаться нарушителями» вызывает большие вопросы по поводу субъекта административного правонарушения. Отсюда следует несколько важных проблем.
Первая проблема заключается в том, кто будет привлечён к административной ответственности за совершение указанного правонарушения. Очевидно, что камера фотовидеофиксации не сможет установить личность лица, управляющего автотранспортным средством. Но штрафовать же кого-то нужно. В базе ГИБДД содержатся сведения только о собственнике автомобиля. Не сложно предположить, что именно ему придёт постановление о привлечении к административной ответственности. Если автомобилем управляло третье лицо, не являющееся собственником, Вы можете обжаловать постановление в установленном законом порядке.
Вторая проблема заключается в установленном времени – владелец автотранспортного средства должен будет подать заявку за 5 часов до начала первой поездки. Что, если человеку срочно нужно выехать из дома в силу крайней необходимости? Если возникала такая ситуация, и Вы на свой страх и риск решаете поехать на автомобиле при том, что готовы добросовестно оформить электронный пропуск, целесообразным будет зафиксировать сам процесс оформления подачи заявки (сделать скриншоты). Таким образом, даже в случае, если Вам придёт штраф, Вы сможете оспорить его. При этом при обжаловании постановления можете ссылаться на крайнюю необходимость, с приложением подтверждающих документов, указанием свидетелей, которые могут подтвердить данный факт (например, необходимо срочно доставить родственника в больницу для оказания медицинской помощи и т.п.).
Третья проблема касается самого порядка включения в цифровой пропуск государственного номера автомобиля. Возникает вопрос, может ли владелец автомобиля по истечении пяти часов с момента направления заявки выезжать, если не пришло сообщение об отклонении либо одобрении данной поездки. На наш взгляд, в данном случае при наличии подтверждения о своевременном направлении поездки и отсутствии данных об ее отклонении, можно полагать, что поездка разрешена. Однако данное обстоятельство должно быть закреплено в нормативном акте в целях избежания спорных ситуаций, которые, к сожалению, могут быть истолкованы в условиях режима повышенной готовности, не в пользу автовладельца.